Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Старичковой Е.А.
Салихова Х.А.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракиповой А.Р. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Калининского района г. Уфы, действующего в интересах В.А.Р., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить В.А.Р. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г. Уфы РБ, действуя в интересах В.А.Р., обратился с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, мотивируя требования тем, что прокуратурой Калининского района г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... г. В.А.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение требований закона В.А.Р., по достижении 18-летнего возраста ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены её права на жилье.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракиповой А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с 1 января 2013 года в связи с изменениями законодательства подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали свое право на обеспечение жильем до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракипову А.Р., действующую по доверенности от ... г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, В.А.Р., согласившуюся с решением суда, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта огражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользованияжилым помещениемлицами, занимающими его на законных основаниях, впредоставлениижилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность обеспечения В.А.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Уфа РБ, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения В.А.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа г. Уфа, при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку согласно материалам дела, В.А.Р. родилась ... года, в графе "отец" указан " В.Р.Х.", а в графе "мать" указана " В.С.В.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии ... N ... от ... г. (л.д.17).
Установлено, что Мать В.А.Р. - В.С.В. умерла ... г., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 19), отец В.Р.Х. был записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении N ... (л.д.18).
На основании Постановления главы Администрации Калининского района г.Уфы N ... от ... г. В.А.Р. был назначен опекун В.Н.Г., также за В.А.Р. закреплено право на жилье по адресу: ...
Решением ... районного суда РБ от ... г., вступившим в законную силу, отменен пункт 2 вышеуказанного Постановления главы Администрации Калининского района г.Уфы в части закрепления за В.А.Р. права на жилье.
Распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... г. В.А.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях во внеочередном порядке как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Таким образом, В.А.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
В ... г. она окончила муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу N ... района г. ... На данный момент обучается в ... колледже, срок обучения - до ... г. (л.д.12.).
Согласно справке Уфимского городского филиала ГУП БТИ РБ N ... от ... г. В.А.Р. собственником объектов недвижимости не является.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрашиваемая информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества - о правообладателе В.А.Р., ... года рождения (л.д.13).
Согласно свидетельству о регистрации В.А.Р. зарегистрирована по адресу: ... на период с ... г. по ... г. (л.д. 9).
Несмотря на постановку на учет в ... года в качестве нуждающейся в получении во внеочередном порядке жилого помещения, до настоящего времени В.А.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "Онаделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостанпообеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судом правильно установлено, что В.А.Р. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления в лице Администрации городского округа г. Уфа РБ в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа РБ N12/22 от 08.06.2006 г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже 14 кв.м.
Государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещенийдетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядкеАдминистрации городского округа г. Уфа, которая обязана обеспечить данную категорию лиц за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а именно из бюджета Республики Башкортостан.
При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания В.А.Р. в любом образовательном учреждении, а не во всех учреждениях такого рода, независимо от факта ее прохождения в другом образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией городского округа г. Уфа РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации городского округа г. Уфа РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Поскольку В.А.Р. поставлена на учет, как нуждающаяся вжилом помещениидо введения изменений в Федеральный закон от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "Одополнительных гарантияхпо социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, Администрация городского округа г. Уфа обязана предоставить В.А.Р. жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Калининского района г. Уфы РБ, действующего в интересах В.А.Р. к Администрации ГО г. Уфа РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 1 января 2013 года, В.А.Р. имеет право на обеспечение ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального Закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в данном случае свое право на обеспечение жилым помещением В.А.Р. реализовала, поскольку на учет в качестве нуждающейся она принята ... года, на ответчика возлагается обязанность по обеспечению ее жильем по договору социального найма, а не на условиях найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракиповой А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.Ю. Троценко
судьи: Е.А. Старичкова
Х.А. Салихов
Справка: судья И.А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.