Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего З.А. Науширбановой
судей И.В. Голубевой
Г.Я. Турумтаевой
с участием прокурора А.Р. Сафина
при секретаре Е.М. Елисеевой
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Учалинского межрайонного прокурора Кузьмина Е.А. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Отказать в исковых требованиях Учалинского межрайонного прокурора РБ в интересах Камаловой Л.В. к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в порядке ст. 45 ГПК РФ о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, в связи с необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Учалинский межрайонный прокурор РБ, действующий в интересах Камаловой Л.В., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет, мотивируя требования тем, что Камалова Л.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Камаловой Л.В. в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предоставлено. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию MP адрес РБ предоставить Камаловой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на ... лет.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник Учалинского межрайонного прокурора Кузьмин Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. В обоснование представления указывает, что Камалова Л.В. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении с дата, свое право на предоставление жилого помещения не реализовала. Администрация МР адрес РБ обязана предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда; суд ошибочно посчитал, что доказательств окончания пребывания Камаловой Л.В. в учебном заведении не имеется. По смыслу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в редакции до 29.02.2012 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы
одного из следующих фактов:
окончание пребывания названых граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства). При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав Камалову Л.В., прокурора Сафина А.Р., поддержавших доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" законным является решение, принятое судом в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона и аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Камалова Л.В. обучается в ... , срок обучения в котором заканчивается в дата и право на предоставление жилого помещения у Камаловой Л.В, как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает после окончания ее пребывания в колледже.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что мать Камаловой Л.В. - Камалова З.А. умерла дата., отец Камалов В.С. умер дата., что подтверждается свидетельствами о смерти от дата. (л.д.9).
Решением главы администрации Амангильдинского сельского совета муниципального района адрес РБ N ... от дата. Камаловой Л.В., Камаловой А., Камаловым И. назначены опекуны Агзамовы С. и Р. (л.д. 8).
Постановлением Администрации МР адрес РБ от дата N ... , Камалова Л.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с дальнейшим включением во внеочередной список на предоставление жилой площади по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Из справки отдела опеки и попечительства администрации муниципального района адрес РБ усматривается, что Камалова Л.В., дата г.р. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете как лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении (л.д. 7).
Согласно аттестата об основном общем образовании, Камалова Л.В. в дата закончила муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N ... адрес МР адрес РБ.
Согласно справки N ... от дата года, в настоящее время, Камалова Л.В является студенткой очного отделения ... (л.д. 10).
Камалова Л.В зарегистрирована по адресу адрес (л.д. 15).
На основании свидетельства о регистрации по месту пребывания N N ... дата г., Камалова Л.В обучается в колледже и зарегистрирована по месту пребывания в общежитие по адресу: адрес, на срок с дата по дата г.
Вместе с тем, судом установлено, что Камалова Л.В. закрепленного за ней жилья не имеет, имеет временное жилое помещение, она окончила образовательное учреждение, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ, в редакции до 29.02.2012г., ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у Камаловой Л.В. права на предоставление жилого помещения, в связи с обучением в профессиональном колледже и обеспечении ее благоустроенным общежитием.
Поскольку правоотношения между истцом и ответчиком - Администрацией МР адрес район РБ по предоставлению ей жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, следовательно, жилое помещение Камаловой Л.В. должно быть предоставлено не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма.
В связи с тем, что обстоятельства дела установлены в полном объеме, собирания новых доказательств не требуется, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает необходимым принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования Учалинского межрайонного прокурора РБ о предоставлении Камаловой Л.В. жилого помещения по договору социального найма и обязать Администрацию Муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Камаловой Л.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес, отвечающее установленным размерам, стандартам и техническим требованиям за счет и в пределах субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата и вынести новое решение.
Исковые требования Учалинского межрайонного прокурора РБ, действующего в интересах Камаловой Л.В., к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Камаловой Л.В., дата года рождения, вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным размерам, стандартам и техническим требованиям площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения за счет и в пределах субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: И.В. Голубева
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Гильманов Р.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.