Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 декабря 2010 г. N 03-02-07/1-591
Вопрос: 1. Пунктом 2 статьи 61 НК РФ определено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 Кодекса.
При этом пунктом 8 статьи 61 НК РФ определено, что изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В связи с этим департамент финансов автономного округа просит разъяснить: в каком порядке предоставляется инвестиционный налоговый кредит в случае, если органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, является исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации?
Вправе ли субъект Российской Федерации утвердить порядок организации работы по предоставлению инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов?
2. Согласно пункту 6 статьи 67 НК РФ, если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.
В связи с изложенным департамент финансов автономного округа просит разъяснить порядок заключения договора залога в случае, если органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, является исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и сообщить, кто в таком случае будет являться залогодержателем.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
Перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком в зависимости от основания, определен приказом ФНС Российской Федерации от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
Например, в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 3 пункта 1 статьи 67 НК РФ, а именно выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, представляются документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели.
В связи с отсутствием конкретного наименования такого документа департамент финансов автономного округа просит пояснить: должен ли перечень особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона или особо важных услуг населению утверждаться в виде нормативного правового акта субъекта Российской Федерации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 25.10.2010 N 10-08/6255-АЗ по вопросу о порядке предоставления инвестиционного налогового кредита и сообщает следующее.
1. Статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов.
Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 63 Кодекса органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 61 Кодекса предусмотрено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 Кодекса. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены статьей 67 Кодекса.
В целях урегулирования порядка реализации положений главы 9 Кодекса налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, пунктом 8 статьи 61 Кодекса установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Полагаем, что для реализации полномочий по предоставлению инвестиционного налогового кредита органами, указанными в подпункте 7 пункта 1 статьи 63 Кодекса, не требуется установления Кодексом порядка принятия этими органами соответствующих решений. Вместе с тем законодательством субъектов Российской Федерации, определяющим органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, могут быть предусмотрены и положения, направленные на упорядочение принятия таких решений.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо поручительством в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 9 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 73 Кодекса залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.
При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (пункты 3 и 5 статьи 73 Кодекса).
Таким образом, статьей 73 Кодекса залогодержателем определен налоговый орган.
3. Кодекс не предусматривает для целей статей 66 и 67 Кодекса обязательного утверждения нормативным правовым актом перечня особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона или особо важных услуг населению.
Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.10 N 18836) в качестве документа, подтверждающего основание, определенное подпунктом 3 пункта 1 статьи 67 Кодекса, указана справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Решения изменять сроки уплаты налогов в форме указанного кредита по налогу на прибыль по ставке, установленной для зачисления в региональные бюджеты, принимают органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
Речь также идет о региональных налогах.
Чтобы реализовывать указанные полномочия, не требуется закреплять в НК РФ порядок принятия этих решений.
Изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества. Он оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.
Дополнительно рассмотрен вопрос об утверждении нормативным правовым актом перечня особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона или услуг населению.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-02-07/1-591
Текст письма официально опубликован не был