Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Усольцевой Л.А., судей Эрхетуевой О.М. и Нимаевой О.З., при секретаре Бадмажаповой С.Б.,рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 27 января 2014 года дело по апелляционной жалобе директора ГКУ "Центр занятости населения г. Северобайкальск" Кетровой А.А. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 01 ноября 2013 года, которым удовлетворено заявление Гриценко Ю.В. об оспаривании решения ГКУ "Центр занятости населения г. Северобайкальск",
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., представителя ГКУ "Центр занятости населения г. Северобайкальск" Морозову Н.И., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гриценко Ю.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения директора отдела государственного казенного учреждения "Центр занятости г. Северобайкальск" (далее - "Центр занятости") об отказе в предоставлении государственной услуги содействия в поиске ему подходящей работы, просил возложить на Центр занятости обязанность принять новое решение - устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод.
В обоснование заявления указал, что при его обращении в октябре 2013 года в Центр занятости г. Северобайкальска директором центра ему было незаконно отказано в постановке на учет и предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы по причине отсутствия индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее-ИПР).
В судебном заседании Гриценко Ю.В. заявление поддержал по приведенным выше основаниям, пояснил, что является " ... " и не обязан ежегодно обращаться в МСЭК для получения ИПР, в Центре документы у него были приняты только с третьего раза, после чего был дан отрицательный ответ. Вместе с тем, с момента установления группы инвалидности состояние здоровья у него стабильное, ухудшения не было, в ИПР в рекомендациях указано, какой труд ему противопоказан. Просил принять во внимание, что на очередное переосвидетельствование он должен был выезжать в г.Улан-Удэ, что для него затруднительно ввиду материальных затрат и дальности расстояния, а ожидать приезда МСЭК до ноября 2013 года он не мог, т.к. потерял бы возможность получить положенные выплаты.
Директор Центра занятости Киреева А.А., возражая против заявления, указала, что на момент обращения Гриценко Ю.В.отсутствовала ИПР, а срок предоставленной им программы истек в 2007 году. Заявитель был осведомлен о том, что ему необходимо пройти очередное освидетельствование, но не сделал этого с 2007 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Киреева А.А. просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Ссылается на неправильное определение судом фактических обстоятельств, нарушение норм материального права. Без сформированной ИПР инвалид не может получать от государства реабилитационных услуг.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГКУ "ЦЗН г. Северобайкальск" по доверенности Морозову Н.И., судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, Гриценко Ю.В., " ... " года рождения, является " ... ").Ему установлена " ... " " ... " ограничения способности к трудовой деятельности, выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, из которой следует, что ему противопоказан тяжелый труд, переохлаждение, может выполнять легкие виды работ с учетом профессиональных навыков.
Судом первой инстанции установлено, что в октябре 2013 года Гриценко Ю.В. впервые обратился в Центр занятости по вопросу его постановки на учет и предоставлению государственной услуги в поиске подходящей работы, для чего им представлялись необходимые документы.
Решением директора ЦЗН г. Северобайкальска от 21 октября 2014 г. Гриценко Ю.В. отказано в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Причина отказа: отсутствие ИПР.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 254, 255 ГПК РФ для признания судом незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, действия (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности.
Суд, рассматривая заявление Гриценко Ю.В., установил данные обстоятельства, согласился с доводами заявителя и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении его требований.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", пункту 2 Порядка регистрации граждан в качестве безработных, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 года N 847н, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней; регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными.
Таким образом, условием принятия органами службы занятости населения решения о признании гражданина безработным является его регистрация в целях поиска подходящей работы.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03 июля 2006 N 513 утвержден "Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" (далее - "Регламент").
Согласно пунктам 3, 4, 23, 27, 33, 35, 47 - 58 Регламента государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы предоставляется бесплатно государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения). Данная государственная услуга может быть предоставлена гражданам, персональные данные которых содержатся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников) в качестве получателей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Результатом предоставления данной услуги является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу.
Основанием для предоставления услуги является личное обращение гражданина в центр занятости и представление необходимых документов (для граждан, впервые обратившихся за оказанием данной услуги: заявление-анкета о предоставлении услуги; паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий, кроме граждан, ранее не работавших; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина; справка о среднем заработке по последнему месту работы, кроме граждан, ранее не работавших; индивидуальная программа инвалида - для граждан, являющихся инвалидами). Решение о предоставлении или отказе в предоставлении услуги представляется работником Центра занятости на основании представленных документов в соответствии с Регламентом.
Причину отказа в предоставлении Гриценко Ю.В. государственной услуги Центр занятости населения указал как отсутствие ИПР.
Вместе с тем, как установлено судом, наряду с необходимым пакетом документов заявителем была предоставлена и ИПР с рекомендациями о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, выданная ему в момент медицинского освидетельствования на группу инвалидности в ноябре 2006 года, исходя из чего, должностные лица ГКУ ЦЗН были обязаны оказать государственную услугу содействия инвалиду в поиске подходящей работы.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2004 N 287 "Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" утверждена форма ИПР, действовавшая на момент ее выдачи заявителю Гриценко Ю.В. в 2006 году.Указанным приказом в новой редакции, действующим в настоящее время, установлено, что при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Необходимость внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу реабилитации инвалида возникает, как правило, когда состояние его здоровья значительно улучшается, что может являться основанием для изменения группы инвалидности или утраты статуса инвалида в случае полного выздоровления лица, либо ухудшается. В этом случае лицу в обязательном порядке оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и, если необходимо, составляется новая индивидуальная программа реабилитации.
Устанавливая срок действия ИПР в течение 1 года, эксперты МСЭ указали о дате очередного переосвидетельствования Гриценко Ю.В. в ноябре 2007 года. При этом, оснований для его повторного или ежегодного переосвидетельствования, направления на медико-социальную экспертизу не имелось, поскольку группа инвалидности ему установлена бессрочно, необходимость внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу реабилитации не возникала, в ИПР указано, какой труд рекомендован инвалиду, какие имеются противопоказания, изменения и дополнения не вносились.
Указанные противоречия в документах не могут служить препятствием к реализации гражданином права, гарантированного законом. При этом, следует учесть, что заявитель Гриценко Ю.В. явлется инвалидом, т.е. относится к категории граждан, требующей особой поддержки со стороны государства.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении заявления Гриценко Ю.В.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению доводов, изложенных в суде первой инстанции, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат возражений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения.
Поскольку установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 01 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А.Усольцева
Судьи: О.М.Эрхетуева
О.З.Нимаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.