Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Усольцевой Л.А.,
судей Эрхетуевой О.М. и Нимаевой О.З.,
при секретаре Бадмажаповой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 27 января 2014года гражданское дело по иску Санжиевой Ц.П. к администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ об обязании принять на учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения, отмене распоряжения от 26 сентября 2011 года в части исключения из списка детей-сирот по апелляционной жалобе представителя администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 07 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Санжиевой Ц.П. к администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Включить Санжиеву Ц.П. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 июня 1999 года, отменить распоряжение администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 26 сентября 2011 года в части исключения Санжиевой Ц.П. из списка.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., объяснения представителя администрации Октябрьского района Смирновой В.М. по доверенности, представителя истца Жаргаловой М.Ч., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Санжиева Ц.П. обращаясь с иском в суд к администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, просила восстановить ее в списках очередников детей-сирот с момента постановки на учет, обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда по договору найма.
В обоснование требований было указано, что она является сиротой, обучается на очном отделении " ... ", в настоящее время проживает в общежитии ВУЗа. После смерти родителей ею наряду с другими братьями и сестрами была унаследована квартира по " ... ", общей площадью 69,08 кв.м. по 1/7 доли. Другого жилья не имеет. От своей доли она впоследствии отказалась в пользу сестры, которая постоянно проживает в квартире вместе с членами своей семьи. В квартире зарегистрировано 18 человек, в настоящее время в ней проживают сестры с детьми, 2 брата. Из-за наличия в собственности указанной доли распоряжением администрации района от 20.09.11 года она была исключена с учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По указанным основаниям, с учетом уточненных требований просила суд отменить распоряжение и обязать администрацию района поставить ее на учет на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании представитель истца Жаргалова М.Ч. уточненные требования поддержала в полном объеме, истец Санжиева Ц.П. обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Смирнова В.М. по доверенности просила в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация района просит решение суда отменить по мотивам его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права. Ссылается на то, что снятие истца с учета было произведено в 2011 году и на возникшие правоотношения распространяет свое действие ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.96 г., действовавший до 01.01.2013 года, в соответствии с которым дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем. Автор жалобы говорит о том, что истица была обеспечена жилым помещением на территории г. Улан-Удэ с 1998 года, имея в собственности 1/7 долю в жилом помещении, которое было ею подарено добровольно в 2012 году с целью ухудшения своих жилищных условий. Просит принять во внимание, что права истца могут быть восстановлены, т.к. она с учетом действующего законодательства с 2013 года имеет право встать на учет как сирота с момента обращения, даже при наличии имевшегося в собственности жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Аналогичные положения содержит Закон Республики Бурятия от 07.07.06 года. Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Как следует из материалов дела, " ... " Ц.Д. (бабушка истца) согласно ордеру N 1127 была вселена в квартиру по пр-ту " ... ", жилой площадью 42,6 кв.м. с семьей, состоящей из 9 человек, включая дочь " ... " Л.П., ее супруга " ... " П.Д. и их 6 несовершеннолетних детей.
С 1987 года семья состояла в очереди на расширение жилья под N 667. Согласно письму администрации Октябрьского района, в настоящее время семья состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с 30.09.87 г. по объединенному списку очередей N 1879.
Материалами дела подтверждается, что Санжиева Ц.П., " ... " года рождения, является сиротой, поскольку ее родители: отец " ... " П.Д. и мать " ... " Л.Т. умерли соответственно, " ... " г. и " ... " года.
Постановлением главы администрации района от 27 января 1998 года " ... " Д.Д. назначена опекуном в отношении 7-х несовершеннолетних племянников Санжиевых, оставшихся без родителей, включая истца.
В 1998 году семеро детей Санжиевых, в том числе истец, которой на тот момент было 7 лет, в лице опекуна, вступили в права наследования по закону по 1/7 доли квартиры по пр-ту " ... ".
После окончания школы Санжиева Ц.П. зачислена на 1 курс очного отделения " ... " и в настоящее время является студенткой указанного ВУЗа, вселена в общежитие, где проживает временно, на период учебы.
В 2012 году Санжиева Ц.П. свою долю подарила сестре " ... ", постоянно проживающей в указанной квартире вместе со своими членами семьи. Также своими долями распорядились в ее пользу и другие братья и сестры Санжиевой Ц.П., в результате чего в настоящее время согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.11.12 года, " ... " Н.П.стала единоличным собственником квартиры.
Согласно информации, предоставленной БТИ, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия истица не имеет в собственности жилых помещений на территории Бурятии и г. Улан-Удэ.
Распоряжением руководителя администрации Октябрьского района N 1578 от 20 сентября 2011 года исключены из списка детей-сирот Санжиевы, включая истца Санжиеву Ц.П. в связи с наличием в собственности 1/7 доли жилого помещения по " ... "
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Санжиева Ц.П. имеет статус ребенка-сироты, жилым помещением не обеспечена и имеет право на жилое помещение в соответствии с Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г.
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности сделанных судом выводов, поскольку Санжиева Ц.П. в настоящее время временно на период учебы проживает в общежитии, в собственности жилого помещения не имеет и членом семьи собственника жилого помещения не является.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставление истице жилого помещения нарушит права и законные интересы указанной категории лиц, не соответствует ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которая не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица была обеспечена жилым помещением на территории Октябрьского района г. Улан-Удэ, которое добровольно подарила с целью ухудшения жилищных условий, не может быть принят во внимание, поскольку не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства о нуждаемости истицы в жилом помещении, отвечающем в силу ст. ст. 15, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установленным для жилых помещений требованиям.
Ссылка автора жалобы на Определение Конституционного суда РФ от 07.06.2011 года N 746-О-О в данном случае не состоятельна. Так, из указанного Определения следует, что право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи такого нанимателя, и собственниками жилых помещений или членами семьи такого.
В данном случае, из материалов дела усматривается, что за Санжиевой Ц.П. жилое помещение не закреплялось, она не являлась собственником жилого помещения по пр-ту " ... " При этом, следует учитывать, что, исходя из площади квартиры доля истца в жилом помещении была ничтожно мала ( 6 кв.м. жилой площади), а наследство оформлено, когда она была в малолетнем возрасте.
Кроме того, наличие ранее у истицы на праве собственности 1/7 доли в жилом помещении, полученного в порядке наследования, не лишает истицу, как сироту, социальной защиты со стороны государства. Указанное согласуется и с положениями ныне действующего законодательства, регулирующего сходные правоотношения и позволяющего состоять на учете сироте даже при наличии имевшегося ранее в собственности жилья.
При таких обстоятельствах, обжалуемое истцом распоряжение администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 26 сентября 2011 года не могло быть признано законным и обоснованным, поскольку оно нарушает права и интересы истца, создавая препятствия в реализации Санжиевой Ц.П., как сироте, права, гарантированного государством.
Коллегия на усматривает оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам, которые по существу являются позицией ответчика, изложенной в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 07 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А.Усольцева
Судьи: О.М.Эрхетуева
О.З.Нимаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.