Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Ахмедовой С.М.,
судей - Абдуллаева М.К. и Омарова Д.М.
при секретаре - Наврузове В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным представлениям помощника прокурора Сулейман-Стальского района Исмаилова Я.К. и военного прокурора Казанского гарнизона Горб С.В. на решение Сулейман-Стальского районного суда от 14 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Военного прокурора Казанского гарнизона удовлетворить частично.
Взыскать с Сулейманова Р. Р. "дата" года рождения, уроженца г. Махачкалы РД, жителя сел. "адрес" Республики Дагестан в пользу Казанского высшего военного командного училища денежные средства, затраченные на специальную и военную подготовку в сумме "." рублей.
Взыскать с Сулейманова Р. Р. "дата" года рождения госпошлину в доход государства в сумме ".") рубля".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Ахмедовой С.М., объяснения представителя военного гарнизонного суда по доверенности - Хроменко А.С., просившего апелляционное представление удовлетворить, объяснения Сулейманова Р.Р., просившего апелляционное представление отклонить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Казанского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с иском к Сулейманову Р.Р. о взыскании денежных средств в сумме "." рублей, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением "О порядке прохождения военной службы", приказом Министра обороны РФ от 2006 года N 280 и приказом начальника Казанского высшего артиллерийского командного училища N 35 от31 июля 2008 года Сулейманов Р.Р. был зачислен на 1 курс Казанского ВВКУ (ВИ) и назначен на воинскую должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой" по военной специальности "применение подразделений артиллерии". 13 октября 2009 года он заключил с Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Казанского ВВКУ (ВИ) контракт о прохождении военной службы. Приказом начальника Казанского ВВКУ (ВИ) от 27 апреля 2010 года N 75 и в соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Сулейманов Р.Р. отчислен из числа курсантов 3 курса по нежеланию учиться. За период обучения в Казанском ВВКУ (ВИ) на военную подготовку Сулейманова Р.Р. из средств федерального бюджета согласно расчету, произведенному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402, было затрачено "." рублей. Сулейманов Р.Р. обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Сулейман-Стальского района Исмаилов Я.К. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд необоснованно засчитал первый год обучения ответчика в училище с прохождением срочной службы на бесплатной основе и указал на отсутствие контракта с начала обучения с Сулеймановым Р.Р. Как следует из контракта о прохождении военной службы, заключенного с Сулеймановым Р.Р., последний добровольно обязался в период прохождения военной службы добросовестно исполнять всеобщие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп."д", "е", "е.1" и "з" п.1, подп. "в" и "д" п.2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Судом не учтена правовая позиция определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 129-О-О, согласно которой предусмотренная п.7 ст.35 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том числе, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права ответчика Сулейманова Р.Р. в части возмещения расходов на обучение. Таким образом, приведенная норма прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В апелляционном представлении военного прокурора Казанского гарнизона Горб С.В. также содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование представления указано, что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права. Расторжение контракта о прохождении военной службы и отчисление из военного образовательного учреждения по основанию, предусмотренному ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ответчиком не оспорено и не признано незаконным. В ходе судебного разбирательства ими представлено достаточные, относимые, допустимые и достоверные доказательства для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, согласно которой расчет суммы, подлежащей взысканию с курсантов, отчисленных из военных образовательных учреждениях производится со дня зачисления курсанта в военно-учебное заведение, которое вступило в силу с 1 июля 2007 года и распространяет свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, начиная с 2007 года.
В соответствии с п.22 приказа Министра обороны РФ от 08 августа 2008 года N 434 фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения, согласно Приложению N 7 к настоящим методикам.
Поскольку ответчик был зачислен на первый курс Казанского ВВКУ и проходил обучение, то на него распространяются указанные выше нормативные акты.
В возражении на апелляционное представление помощника прокурора Сулейман-Стальского района представитель ответчика по доверенности Исаев Н.Ш., опровергая доводы представления, просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, приказом начальника Казанского высшего артиллерийского командного училища (военного института) от 31 июля 2008 года Сулейманов Р.Р. был зачислен на 1 курс в Казанское высшее артиллерийское командное училище и назначен на должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой" по военной специальности "применение подразделений артиллерии" (л.д.4).
Согласно контракту о прохождении военной службы от 17 сентября 2009 года заключенному между ответчиком Сулеймановым Р.Р. и Министерством обороны РФ, Сулейманов Р.Р. добровольно дал обязательства о прохождении военной службы по контракту в течение установленного контрактом срока, добросовестного исполнения всех общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами; а также возмещении в случаях, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку (л.д.7).
Заключение ответчиком контракта о прохождении военной службы на время обучения в военном училище и 5 лет после окончания военно-учебного заведения подтверждается также выпиской из приказа начальника Казанского Высшего военного командного училища (военного института) N 586от 15 октября 2009 года (л.д. 5)
Действие контракта было прекращено 27 апреля 2010 года в связи с отчислением курсанта-ответчика Сулейманова Р.Р. по не выполнению условий контракта (нежеланию учиться).
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Таким образом, приведенная норма прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Суд первой инстанции правильно применил при разрешении возникшего спора указанную норму материального права, обоснованно исходил из обязанности Сулейманова Р.Р. возместить средства, затраченные на его военную и специальную подготовку.
Однако при определении размера подлежащей ко взысканию с ответчика суммы и, взыскивая с ответчика возмещение средств федерального бюджета с момента заключения последним контракта о прохождении военной службы и до момента его отчисления, судом первой инстанции не была учтена правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 129-О-О, согласно которой правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Таким образом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.
Таким образом, затраты на военную и специальную подготовку возникают с момента зачисления в учебное учреждение.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи отсутствие в контракте, заключенном с ответчиком, указания на то, что приведенная в контракте сумма в 68. 275 рублей составляет размер ежегодных затрат на его обучение, не отменяет в части предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязательства ответчика по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его обучение, которые дополнительно подтверждены его рапортом.
Как видно из материалов дела, Главнокомандующим сухопутными войсками 30 июня 2009 года утвержден расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2009 году в Казанском ВВКУ (ВИ).
Согласно указанному расчету, размер подлежащей возмещению суммы составляет "." рублей в год на человека (л.д.12).
Из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Сулейманова Р.Р., видно, что сумма составляет "." рублей (л.д.13).
Определяя размер средств, затраченных на военную подготовку Сулейманова Р.Р. подлежащих возмещению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расчет задолженности, представленный истцом является правильным, поскольку он сделан в соответствии с Методикой исчисления подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года.
При изложенных обстоятельствах, и исходя из приведенных выше норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, удовлетворив иск военного прокурора Казанского военного гарнизона в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сулейман-Стальского районного суда от 14 ноября 2013 года изменить, взыскав с Сулейманова Р. Р. в пользу Казанского высшего военного командного училища ".") рубля.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.