Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Табасаранского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия по не обеспечению надлежащего уличного освещения на территории МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан, что создает опасность совершения террористических актов и создает опасность для жизни неопределенного круга лиц, и не соответствующим закону, а также обязании администрации МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан организовать освещение в соответствии с действующим законодательством на улицах МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан по апелляционной жалобе главы МО СП " Х" Табасаранского районного суда Республики Дагестан Э ... на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 25 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Г.., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не основанными на законе,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Табасаранского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан о признании незаконным ее бездействия, выразившихся в не обеспечении надлежащего уличного освещения на территории МО СП " Х" Табасаранского районного суда Республики Дагестан, чем создана опасность совершения террористических актов и создается опасность для жизни неопределенного круга лиц, и не соответствующим закону, обязании администрации МО СП " Х" Табасаранского районного суда Республики Дагестан организовать освещение на улицах сел МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан в соответствии с действующим законодательством.
Свои требования обосновывает тем, что проведенной прокуратурой Табасаранского района Республики Дагестан проверкой в рамках надзорных мероприятий соблюдения на территории муниципального образования сельского поселения " Х" законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, а также требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что администрацией МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан не выполняются требования закона в части организации уличного освещения, а именно уровень освещения улиц сел МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан не отвечает установленным требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", кроме того, на указанных улицах населенного пункта отсутствуют фонари уличного освещения.
Считает, что ненадлежащее освещение улиц не обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения района. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, и является нарушением ст.ст.4 и 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", со ст.15, пп. 21 п.1 ст.14 и пп. 27 п.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 1999 года N 250 "О мерах по противодействию терроризму", согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Отсутствие освещения, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.
Решением Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 25 октября 2013 года исковые требования прокурора Табасаранского района Республики Дагестан удовлетворены, судом постановлено: "Признать незаконным бездействие администрации СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан по не обеспечению надлежащего уличного освещения на территории СП " Х" Табасаранского района.
Обязать администрацию МО СП " Х" организовать освещение в соответствии с действующим законодательством на улицах сел МО СП " Х" Табасаранского района в срок до 31.03.2013 г.".
На указанное решение суда главой МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан Э. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, принятии нового решения об отказе в иске, ссылаясь в обоснование на то, что администрация МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан знает о необходимости осуществления освещения улиц селений данного сельсовета, однако освещение не производилось из-за отсутствия финансирования для этого. Поэтому при отсутствии денег такая обязанность не должна быть возложена.
Заместителем прокурора Табасаранского района Республики Дагестан М.Д. на жалобу Э. поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы, указывая, что при принятии решения суд исходил из того, что МО СП " Х" является самостоятельным юридическим лицом и отсутствие денежных средств на счету для организации уличного освещения на основании п. 21 ч.1 ст.14, ст.52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.65 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена законом.
Глава администрации МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан Э.., прокурор Табасаранского района Республики Дагестан, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения по делу не заявили, в силу чего настоящее дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Г. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определено понятие противодействия терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Профилактика терроризма - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Борьбой с терроризмом признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Табасаранского района Республики Дагестан совместно с ОГИБДД отдела МВД России по Табасаранскому району Республики Дагестан проведена проверка соблюдения МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан законодательства о противодействии терроризму, которой установлено, что на территории указанного сельского поселения уровень освещения улиц не отвечает предъявленным требованиям, на улицах населенных пунктов отсутствует наружное освещение.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что администрацией МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан не предпринимаются соответствующие меры, направленные на устранение условий, которые могут способствовать совершению террористических актов, тем самым создается опасность для жизни неопределенного круга лиц.
Довод жалобы об отсутствии финансирования МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан на мероприятия, связанные с освещением села нельзя признать состоятельным, указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.
В силу ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности граждан по месту жительства, в культурно-зрелищных учреждений, больницах, школах, детских садах и других местах массового пребывания людей.
При таких обстоятельствах и в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, но может являться основанием для обращения ответчиков в суд за отсрочкой исполнения решения в соответствии со ст.434 ГПК РФ.
Таким образом, состоявшее по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 25 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы МО СП " Х" Табасаранского района Республики Дагестан Э ... - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.