Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Алиевой Э.З. и Гебековой Л.А.
при секретаре судебного заседания Рамазанове Г.С., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя СКФ ФКУ " Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по доверенности ФИО10 на решение суда "адрес" г. Махачкала от "дата", которым постановлено: "Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным отказ Главного Управления МЧС РФ по РД в направлении в МЧС России заявления и документов ФИО1 для получения жилищного сертификата. Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ФИО2 "Государственный жилищный сертификат" с учетом всех членов семьи: жены - ФИО3, сына - ФИО4, сына ФИО5 и дочери ФИО6".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО14, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО11, по мнению которого решение суда является законным, а доводы жалобы - несостоятельными, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ МЧС РФ по РД о признании их действий ( бездействий) незаконными и к МЧС РФ об обязании выдать жилищный сертификат, в обоснование требований указав, что: с "дата" по "дата" он работал в СВПЧ-7 ГУ "Отряд ФПС по РД"; уволен согласно приказа N N от 01.06.2012г. по п. "б" ч. 1 ст.58 "Положения о службе в ОВД РФ" - по достижении предельного возраста; является участником боевых действий; выслуга лет на день увольнения составляла 20 лет 03 месяца и 10дней; должности, на которой он состоял, финансировались из федерального бюджета; собственного жилья он и члены его семьи не имеют; до увольнения, т.е "дата" обратился к руководству СВПЧ-7 ГУ "Отряд ФПС о РД" с заявлением о включении его совместно с членами семьи в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее программа) и обеспечении его жильем путем выдачи жилищного сертификата. К рапорту были приложены все необходимые согласно требованиям "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы документы.
Руководством ГУ МЧС России по РД ему и членам его семьи было отказано в направлении документов в МЧС РФ, с указанием на то, что он был принят на учет нуждающихся в служебном жилье на период службы, в связи с чем жильём на постоянной основе он не может быть обеспечен. При этом не имелись ссылки на какие-либо нормы закона.
Отказ ответчика является незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, регламентирующим правила обеспечения жильём той категории граждан, к которым он относится в соответствии с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО12 иск своего доверителя поддержал и просил суд признать незаконным отказ ГУ МЧС России по РД в направлении документов на получение государственного жилищного сертификата, обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить ФИО2 государственный жилищный сертификат с учетом членов его семьи - 4-х человек.
Представитель ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД ФИО13 в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать.
Ответчик ФКУ Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд не направил представителя, направив возражения на иск, из которых следует, что Министерством ЧС России на них возложены функции по жилищному обеспечению сотрудников противопожарной службы МЧС России.
Согласно ФЗ N122-ФЗ от 22.08.2004г. статья 8 ФЗ 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу. Следовательно, сотрудники ФПС утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях согласно ст.52 ЖК РФ, согласно которой правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях обладают органы местного самоуправления. Постановка сотрудника МЧС России на учет граждан в качестве нуждающихся в служебном жилье производится на основании ст.99 ЖК РФ и не является признанием его нуждающимся в постоянном жилом помещении. Закон, предусматривающий принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в МЧС РФ до настоящего времени отсутствует и законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников пожарной службы не имеется.
Кроме того, ФИО2 в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он не обращался в ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и документы не представлял. ФКУ не располагает информацией о том, что уволен ли ФИО2 по достижении предельного возраста и составляет ли общая продолжительность его службы в органах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, более 10 лет.
Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. ФИО2 в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он не обращался в ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и документы не представлял. Судом во внимание не приняты обстоятельства, изложенные в их письменных возражениях. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Сотрудник ФПС МЧС России должен быть увольняемым, а не уволенным сотрудником. Государственным жилищным сертификатом обеспечиваются сотрудники ФПС, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе исполнительной власти МЧС России до 01 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ. После указанной даты сотрудники ФПС МЧС России признаются нуждающимися в получении служебного жилого помещения, предоставляемого на период прохождения службы. Судом неправильно применены нормы права, поскольку у ФИО1 нет права на избранное место жительства.
В возражениях адвоката ФИО11 относительно жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
ФИО2, представители Северо- Кавказского филиала ФКУ " Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", а также МЧС РФ по РД, будучи надлежаще извещенными о судебном заседании, в суд не явились, ходатайств об отложении дела в суд не представили, о причинах своего отсутствия суду не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ в их отсутствии.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и возражений, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Из решения суда видно, что отказ МЧС по РД от 07.10.2011г. в выдаче ФИО2 жилищного сертификата мотивирован тем, что согласно протокола N от 15.02.2011г. он был принят на учет нуждающихся в обеспечении служебным жильем и включен в очередь по ГУ МЧС России по РД для получения только служебного жилья в период прохождения службы.
Суд первой инстанции приведенный отказ ответчика признал необоснованным и незаконным. При этом выводы суда мотивированы тем, что социальные гарантии, установленные программой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015г.г., распространяются на ФИО1, а доводы возражений являются необоснованными.
По мнению Судебной коллегии, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.
Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в статье 40 Конституции РФ.
В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 " О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, которым предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденным названным выше постановлением Правительства РФ, - сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на участие в названной подпрограмме."
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что: с "дата" по "дата" истец работал в СВПЧ-7 ГУ "Отряд ФПС по РД"; уволен согласно приказа N N от N. по п. "б" ч. 1 ст.58 "Положения о службе в ОВД РФ" - по достижении предельного возраста; выслуга лет на день увольнения составляла 20 лет 03 месяца и 10дней; должности, на которых он состоял, финансировались из федерального бюджета; собственного жилья он и члены его семьи не имеют; до увольнения, т.е "дата" он обратился к руководству СВПЧ-7 ГУ "Отряд ФПС о РД" с заявлением о включении его совместно с членами семьи в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее программа) и обеспечении его жильем путем выдачи жилищного сертификата. К рапорту были приложены все необходимые согласно требованиям "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы документы, однако в удовлетворении его просьбы было отказано с ссылкой на то, что он был принят на учет нуждающихся в служебном жилье на период службы, в связи с чем жильём на постоянной основе он не может быть обеспечен.
Из решения суда видно, что все доводы апелляционной жалобы были предметом судебного исследования и соответствующей оценки суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что ФИО2 не обращался к ним с соответствующим заявлением о включении в список участников подпрограммы ""Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", по мнению Судебной коллегии, является несостоятельным и не соответствующим обстоятельствам дела, поскольку к исковому заявлению приложены и в материалах дела имеются доказательства, опровергающие изложенное. В частности: рапорта ФИО1 от "дата" на имя начальника ГУ МЧС России по РД и председателя жилищно-бытовой комиссии о включении его в число участников подпрограммы; Отказ ответчика в удовлетворении просьбы ФИО1 в ходатайстве перед вышестоящей организацией.
Довод жалобы о том, что ФИО2 к ответчику обратился лишь после увольнения со службы, по мнению Судебной коллегии, также является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что к ответчику ФИО2 обратился 20.07. 2011 года, а со службы о уволен приказом от N года.
Согласно абз.5 п.п. " а" Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники, подлежащие увольнению с Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Довод жалобы о том, что в МЧС России ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, также являются не соответствующим представленным истцом доказательствам, из которых следует, что "дата" на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по РД был обсужден и разрешен вопрос включения истца в список общей очереди ГУ МЧС России по РД сотрудников,, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы о том, что согласно Ф3 N 122-Ф3 от 22.08.2004 г. статья 8 федерального закона 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу и, следовательно, сотрудники ФПС утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ органами местного самоуправления, Судебная коллегия также считает несостоятельным, поскольку, как видно из решения суда, он был исследован и оценен в суде первой инстанции и было правильно указано, что Федеральный закон N122-ФЗ от 22.08.2004 г. не отменил статью 8 "О пожарной безопасности" и приведенная норма не утратила силу, поскольку указанным законом внесены поправки в ст. 8 закона "О пожарной безопасности", согласно которым "сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы".
Изложенное позволяет признать, что социальные гарантии, установленные программой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015г.г., в частности, сотрудники Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на участие в названной подпрограмме.
Указанные нормативные акты регламентируют условия и порядок улучшения жилищных условий военнослужащих, сотрудников пожарной службы и органов внутренних дел, как категории лиц, находящихся под особой защитой государства и на которых распространяются специальные гарантии и льготы.
Судом первой инстанции правильно указано, что содержащиеся в Жилищном законодательстве (ст.52 ЖК) условия и порядок обеспечения жильем по договору социального найма всех признанных нуждающимся в улучшении жилищных условий малоимущих граждан РФ, не ограничивают и не препятствуют военнослужащим и сотрудникам пожарной службы воспользоваться правом улучшения жилищных условий в соответствии со специальными нормативными актами, действие которых распространяется на данную категорию лиц.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
При изложенных установленных судом обстоятельствах и требованиях закона, по мнению Судебной коллегии, изложенные в решении суда первой инстанции выводы суда первой инстанции в части признания незаконным отказа Главного Управления МЧС РФ по РД в направлении в МЧС России заявления и документов ФИО1 для получения жилищного сертификата является правильным и соответствующим установленным судом обстоятельствам.
Между тем, Судебная коллегия считает, что в части требований истца и, соответственно, выводов суда первой инстанции о возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности выдать ФИО2 "Государственный жилищный сертификат" с учетом всех членов семьи: жены - ФИО3, сына - ФИО4, сына ФИО5 и дочери ФИО6 являются преждевременными, поскольку, как видно из материалов дела, документы ФИО1 для рассмотрения в установленном порядке в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не поступали ввиду их не представления.
В противном случае иное может быть расценено как вторжение суда в деятельность указанного ведомства.
При изложенных обстоятельствах в указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда "адрес" г. Махачкала от "дата" в части требований истца о возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности выдать ФИО2 "Государственный жилищный сертификат" с учетом всех членов семьи: жены - ФИО3, сына - ФИО4, сына ФИО5 и дочери ФИО6 - отменить, в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.