Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Магадовой А.В. и Алиевой Э.З.,
при секретаре Джабраиловой З.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы: от имени Правительства Республики Дагестан Министра юстиции Республики Дагестан А.Т. Рагимова, соответчика Министерства Финансов Республики Дагестан в лице И.о. Министра Н.В. Чичварина,
на решение федерального суда Советского района г. Махачкалы от 29 августа 2013 года, которым постановлено: "Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Амировой З. А. единовременную выплату в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей".
Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., представителя Правительства Республики Дагестан по доверенности Дайгибову К.А. об отмене решения суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, представителя ГУ МЧС России по РД по доверенности Чистову К.В., поддержавшего представителя Правительства РД, объяснения Амировой З.А. и ее представителя адвоката Устаева Ю.К. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амирова З.А. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Дагестан и ГУ МЧС России по РД о возмещении вреда, причиненного террористическим актом.
В обоснование иска указано, что 01 сентября 2009 года, примерно в 04 часа 50 минут, при проезде стационарного поста ОБ ДПС УВД г. Махачкалы "Ява-20" на расстоянии примерно 12 метров от помещения поста в направлении центра г. Махачкалы неустановленное лицо привело в действие взрывное устройство, расположенное в автомобиле ВАЗ 2108.
В результате террористического акта от полученных ранений скончался проезжавший пост гражданин Амиров Ш. Т., "дата" года рождения, который являлся супругом Амировой З.А.
Постановлением следователя от 1 сентября 2009 года по данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 317, п. "е" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 223, ч. 1 ст. 222 и ч. 2 ст. 167 УК РФ.
10 сентября 2009 года постановлением следователя СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК при прокуратуре РФ по РД Рагимханова P.M. Амирова З.А. была признана потерпевшим по уголовному делу N.
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы от 12 октября 2009 года N эксперты пришли к выводу о том, что осколочные ранения лица и грудной клетки, по степени тяжести, как опасные для жизни относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, и могли явиться причиной наступления смерти Амирова Ш.Т.
В постановлении о прекращении уголовного дела следователя по ОВД СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК РФ по РД Абдулмуслимова З.Ш. от 19 июля 2012 года указано, что в ходе следствия достоверноустановлено и доказано, что Гаджиев М.Г. совершил преступления, предусмотренные ст. 317, п. "е" ч.2 ст. 105, ч.2 ст. 223, ч.2 ст. 222, ч.2 ст. 208, ч.2 ст. 205 и ч.2 ст. 167 УК РФ.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, Амиров Ш.Т. погиб в результате террористического акта, совершенного 1 сентября 2009 года.
Действующим законодательством предусмотрены компенсационные выплаты членам семей граждан, погибших в результате террористического акта.
Просил суд взыскать с Правительства Республики Дагестан и ГУ МЧС России по Республике Дагестан в пользу Амировой З.А. недоплаченное единовременное пособие по случаю гибели Амирова Ш.Т. в результате террористического акта, совершенного 1 сентября 2009 года в г. Махачкале, в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей за счет средств резервного фонда Правительства РД.
Представитель Правительства РД по доверенности Дайгибова К.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков ГУ МЧС РФ по РД и Министерства финансов РД, которые надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе от имени Правительства Республики Дагестан Министр юстиции Республики Дагестан А.Т. Рагимов просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Амировой З.А.
Как указано в жалобе Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан по факту взрыва автомобиля, начиненного взрывчатым веществом, возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями 317, 105 ч. 2 п. "е", 167, 222 ч. 1 и 223 ч. 1 Уголовного кодекса РФ, т.е. не по статьям террористической направленности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35 "О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно пункта 6 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения.
Таким образом, денежные средства для осуществления компенсационных выплат физическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта поступают из федерального бюджета, а не из республиканского бюджетного фонда.
На основании ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с
настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит
возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Суд в нарушении пункта 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела в судебном разбирательстве не разрешил вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В части оказания финансовой помощи супруге пострадавшего ? Амировой З.А. в были выделены денежные средства в размере 200 000 рублей поясняем, что указанные денежные средства выделены Республиканской межведомственной комиссией по распределению и использованию средств для оказания помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористических актов и чрезвычайных событий на территории Республики Дагестан (далее Комиссия), за счет средств, поступивших от граждан, организаций и учреждений на внебюджетный расчетный счет, открытый в Дагестанском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Следует отметить, что указанная Комиссия согласно распоряжению Правительства РД от 24.12.2010г. N 318-р является уполномоченным органом Правительства Республики Дагестан по распределению и использованию средств для оказания помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористических актов и чрезвычайных событий на территории Республики Дагестан.
Вышеназванное подтверждает, что денежные средства выделены не с резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, а выделены Правительством РД за счет средств, поступивших от граждан, организаций и учреждений на внебюджетный расчетный счет.
Кроме того, необходимо отметить, что надлежало бы привлечь в качестве соответчика Министерство финансов РФ в лице УФК РФ по РД и взыскать с него денежные средства в качестве компенсации за вред причиненный в результате террористического акта, обязав при этом Правительство Республики Дагестан в соответствии с Правилами "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 включить мужа истицы Амировой З.А. в список лиц, умерших от террористического акта и представить необходимые документы в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В апелляционной жалобе соответчик Министерство Финансов Республики Дагестан в лице И.О. Министра Н.В. Чичварин просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске к Правительству Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан, поскольку судом нарушены нормы процессуального и материального права.
Министерство финансов РД надлежаще не извещено о рассмотрении дела, извещение о назначении дела в их адрес по данному иску направлено не по тому адресу.
Суд при рассмотрении вопроса не исследовал вопрос о включении пострадавших лиц в соответствующие списки, кто этим занимался, из каких источников были выплачены средства, чьими действиями причинен ущерб для пострадавшего, тем самым суд не привел правового обоснования вынесенному решению. Суд не указал в решении какие действия и по какому порядку Правительство РД должно было совершить, чтобы обеспечить компенсационные выплаты пострадавшим от теракта, в том числе и погибшему. При удовлетворении таких исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Правительство РД не является публично-правовым образованием, не является главным распределителем средств по данным выплатам и оно не представляет казну Российской Федерации.
Проверив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Судом и материалами дела установлено, что 01 сентября 2009 года, примерно в 04 часа 50 минут, при проезде стационарного поста ОБ ДПС УВД г. Махачкалы "Ява-20" на расстоянии примерно 12 метров от помещения поста в направлении центра г. Махачкалы неустановленное лицо привело в действие взрывное устройство, расположенное в автомобиле ВАЗ 2108.
В результате террористического акта от полученных ранений скончался проезжавший пост гражданин Амиров Ш. Т., "дата" года рождения, который являлся супругом Амировой З.А.
Постановлением следователя от 01 сентября 2009 года по данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 317, п. "е" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 223, ч. 1 ст. 222 и ч. 2 ст. 167 УК РФ.
10 сентября 2009 года постановлением следователя СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК при прокуратуре РФ по РД Рагимханова P.M. Амирова З.А. была признана потерпевшим по уголовному делу N
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы от 12 октября 2009 года N эксперты пришли к выводу о том, что осколочные ранения лица и грудной клетки, по степени тяжести, как опасные для жизни относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, и могли явиться причиной наступления смерти Амирова Ш.Т.
В последующем в связи со смертью подозреваемого по делу постановлением следователя по ОВД СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ СК РФ по РД Абдулмуслимова З.Ш. от 19 июля 2012 года производство по уголовному делу прекращено с признанием в их действиях состава преступлений, предусмотренные ст. 317, п. "е" ч.2 ст. 105, ч.2 ст. 223, ч.2 ст. 222, ч.2 ст. 208, ч.2 ст. 205 и ч.2 ст. 167 УК РФ.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда, что тяжкий вред здоровью истца Амирова Ш.Т. причинен в результате террористического акта, совершенного 01 сентября 2009 года.
Суд первой инстанции правильно руководствовался действующим законодательством, которым предусмотрены компенсационные выплаты членам семей граждан, погибших в результате террористического акта.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Правилами выделения бюджетных ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Согласно п. 10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Итак, действующим законодательством обязательство по компенсационным выплатам физическим лицам, которым был причинен тяжкий вред здоровью в результате террористического акта, возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчиком Амировой З.А. на счет, открытый в ОАО Россельхозбанк" филиал по РД, были перечислены денежные средства в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Из-за нарушения ответчиками требований Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Амировой З.А. не выплачена компенсация возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Таким образом, Правительство Республики Дагестан свои обязательства перед Амировым Ш.Т. не выполнило в полном объеме, недоплаченное единовременное пособие по случаю гибели Амирова Ш.Т. в результате террористического акта, совершенного 1 сентября 2009 года в г. Махачкале, в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей судом первой инстанции правильно постановлено взыскать за счет средств резервного фонда Правительства РД.
Суд первой инстанции в соответствии со ст. 100 ГПК РФ (стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах), и учитывая что истица в суд представила документы, подтверждающие, что она понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, посчитал данную сумму разумной и взыскал эти расходы с ответчика.
Решение суда соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
По указанным основаниям не могут быть приняты доводы апелляционных жалоб, как не опровергающие выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение федерального суда Советского района г. Махачкалы от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.