Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.,
судей
Сангаджиевой Б.Т. и
Сангаджиева А.В.,
при секретаре
Клиповой Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Геворгяна Андраника Арамаисовича об оспаривании решения Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия по апелляционной жалобе заявителя на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения Геворгяна А.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ОФМС России по РК Куртушова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Геворгян А.А. обратился в суд с указанным заявлением мотивируя свои требования тем, что заключением инспектора Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия (далее ОФМС России по РК) от 3 марта 2010 г., выдача паспорта серии ** ** N ****** от 24 мая 2001 г. Элистинским городским отделом внутренних дел на имя Геворгян Андраник Арамаисович признана необоснованной, поскольку факт подачи им заявления о приобретении гражданства не подтвердился. На основании данного заключения 3 июня 2013 г. инспектор ОФМС России по РК изъял, выданный на его имя паспорт гражданина Российской Федерации. Считая данное заключение незаконным, указывает, что данных о том, что решение о приобретении гражданства Российской Федерации принималось на основании представленных подложных документов или заведомо ложных сведений не имеется, действия сотрудников паспортно-визовой службы Элистинского ГОВД по выдаче ему паспорта гражданина России незаконными не признавались. На основании изложенного, просил признать незаконным заключение служебной проверки ОФМС России по РК от 3 марта 2010 г. и возложить на ОФМС России по РК обязанность выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании Геворгян А.А. и его представитель Сакаева Э.Б. заявленные требования поддержали.
Представитель ОФМС России по РК Куртушов А.В. просил заявление Геворгян А.А. оставить без удовлетворения.
Решением Элистинского городского суда от 12 ноября 2013 г. в удовлетворении заявления Геворгяна А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Геворгян А.А. просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснования жалобы ссылается на доводы, изложенные в заявлении и в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОФМС России по РК указывает, что решение о необоснованности выдачи заявителю паспорта гражданина России принято в связи с отсутствием в ОФМС России по РК документов подтверждающих факт его обращения с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации.
Выслушав мнения сторон, проверив материалыдела, обозрев материал проверки и истребованные документы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п. "а" ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе (действующего на момент проведения проверки), утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
На основании п. 15.10 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 в случае возникновения сомнений обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", п. "г" ст. 18, ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции от 06.02.1995) исходил из того, что Геворгян А.А. в установленном законом порядке с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации до 31 декабря 2000 г. не обращался, вследствие чего заключение служебной проверки о необоснованности выдачи ему паспорта гражданина России является законным и обоснованным.
С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона.
В период возникновения спорных правоотношений действовал Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 N 1948-1 в редакции от 06.02.1995 (далее Закон РФ N 1948-1).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1948-1 гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (то есть 06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Пунктом "г" ст.18 данного Закона было предусмотрено, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона РФ N 1948-1 заявления о регистрации изменения гражданства подавались в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, которые в свою очередь в силу ст. 35 данного Закона должны были проверять факты и документы, представленные в обоснование заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, осуществлять регистрацию приобретения данного гражданства.
Часть 1 статьи 38 Закона РФ N 1948-1 предусматривала, что заявления по вопросам гражданства подавались в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или изменение гражданства должно было иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверялась нотариально.
В силу п.5.5 действовавшей на тот момент Инструкции об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 30.06.1994 N 330 по заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации МВД, УВД (ГУВД) выносят решения в виде заключений, утверждаемых министром внутренних дел республики, начальником УВД (ГУВД) или их заместителями.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Геворгян А.А., родившийся ** марта **** г. в селе ********** ********** района Республики Армения, 24 мая 2001 г. документирован Элистинским городским отделом внутренних дел паспортом гражданина Российской Федерации серии ** ** N ****** в обмен на паспорт гражданина СССР **-** N ******, выданный ** февраля 1982 г. ********* ОВД Армении. В связи с обращением Геворгяна А.А. в 2009 г. в паспортно-визовый отдел ФМС России по РК по вопросу документирования заграничным паспортом проведена проверка обоснованности выдачи заявителю паспорта гражданина Российской Федерации и установлено, что Геворгян А.А. значится приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с п. "г" ст. 18 Закона РФ N 1948-1 на основании заключения МВД Республики Калмыкия от 5 мая 2001 г.
Однако в архивных материалах ОФМС России по РК учетное дело Геворгяна А.А. о приобретении им гражданства Российской Федерации отсутствует, документов подтверждающих его обращение до 31 декабря 2000 г. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации и факт приобретения им данного гражданства не имеется. Копия справки N 342 без даты выдачи о приобретении "Геворгян Андр
оник Арам
оисович" гражданства Российской Федерации в соответствии с п. "г" ст. 18 на основании заключения МВД РК от 11 мая 2001 г. не может быть принята судом апелляционной инстанции, как достоверное доказательство, поскольку в ней отражены анкетные данные, отличающиеся с данными заявителя. Более того, указанная ксерокопия справки заверена представителем ОФМС России по РК с копии неизвестного происхождения и соответственно в силу ч.2 ст. 71 ГПК РФ не может быть признана допустимым письменным доказательством.
Данных о том, что Геворгян А.А. постоянно проживал на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ N 1948-1, суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, доказательств того, что Геворгян А.А. приобрел гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, материалы дела не содержат, при этом сам факт документирования Элистинским ГОВД Геворгяна А.А. паспортом гражданина Российской Федерации, таким доказательством не является.
Паспорт является документом удостоверяющим гражданство России только при условии, если он выдан уполномоченным органом с соблюдением порядка, предусмотренного федеральным законодательством. Паспорт, не отвечающий этим требованиям, не является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.
Более того, по учетам СПО "Мигрант" ОФМС России по РК установлено, что Геворгян А.А. пересек границу Российской Федерации 15 июля 2009 г., как гражданин Армении, предъявив паспорт гражданина Армении N 0249648. В настоящее время Геворгян А..А. документирован паспортом гражданина Республики Армения N *******, выданный * ******* 2012 г, в котором имеются сведения о его регистрации в г. *****, с. ***********с ** ***** 1982 г. По прибытию на территорию Российской Федерации Геворгяну А.А. выдано разрешение на временное проживание до 25 июля 2016 г.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого заключения служебной проверки является правильными.
С учетом того, что Геворгян А.А. в установленном порядке гражданство Российской Федерации не приобрел, оспариваемое заключение по своей правовой природе не может расцениваться как направленное на лишение его данного гражданства.
Выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Геворгяна А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л. Лиджеева
Судьи Б.Т. Сангаджиева
А.В. Сангаджиев
Копия верна Судья А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.