Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.
судей
Шихановой О.Г. и
Басанговой И.Б.
при секретаре
Садваевой А.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности по надлежащему содержанию автомобильной дороги по апелляционной жалобе представителя ответчика Харашкина К.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи
Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, представителя ответчика Харашкина К.А. об отмене судебного решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с иском, указывая, что Прокуратурой Республики Калмыкия при проверке исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены факты ненадлежащего исполнения ответчиком требований законодательства по содержанию автомобильных дорог. По результатам обследования автодороги общего пользования регионального значения "Кетченеры-Иджил-Соленое Займище" установлено, что с 0 по 123 км отсутствует горизонтальная дорожная разметка, с 55 по 56 км разрушено барьерное ограждение на дамбе озера Сарпа, обочины заросли кустарником, а также отсутствуют требуемые дорожные знаки. Непринятие уполномоченным органом необходимых мер по содержанию дороги создает потенциальную угрозу безопасности участников дорожного движения.
Просил суд признать бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего содержания автомобильной дороги общего пользования регионального значения по направлению "Кетченеры-Иджил-Соленое Займище", незаконным. Обязать ответчика привести указанную автодорогу в соответствие с требованиями федерального законодательства и государственного стандарта: нанести разметку, произвести вырубку кустарников на обочинах, с 55 км по 56 км восстановить барьерное ограждение на дамбе озера Сарпа, установить требуемые дорожные знаки.
В судебном заседании прокурор Имкенова Д.А. иск изменила, отказавшись от требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии мер по содержанию автомобильной дороги общего пользования. В остальной части иск поддержала.
Представитель Министерства Харашкин К.А. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Представителем Министерства Харашкиным К.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска. Указывает, что Министерство выполняет свои полномочия лишь в пределах, предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Денежных средств, достаточных для устранения нарушений по содержанию автомобильной дороги, у Министерства не имеется. Считает, что прокурором избран неправильный способ защиты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федеральных законов от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 29.02. 2008 г. N 62 и от 8.11.2010 г. N 338, Правилами дорожного движения, а также требованиями соответствующих ГОСТов.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих функций по содержанию и ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кетченеры - Иджил - Соленое Займище" установлен, что создает угрозу безопасности участников дорожного движения.
С выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законов и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
В соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся осуществление дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Пункт 6 ст. 3 Закона "Об автомобильных дорогах" определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 33 указанного Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.
В силу п. 8 ст. 5 Закона "Об автомобильных дорогах" критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года N 62 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия. Автомобильная дорога "Кетченеры - Иджил - Соленое Займище" включена в данный перечень.
Согласно пункту 4.4.3 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года N 338, Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции правильно установил, что автомобильная дорога "Кетченеры - Иджил - Соленое Займище" относится к автодороге общего пользования регионального значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении указанной автомобильной дороги относится к полномочиям ответчика.
20 июня 2013 года инспектором дорожного надзора УГИБДД МВД по РК Лиджиевым А.А. совместно с начальником отдела эксплуатации автомобильных дорог Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Доржиновым А.А. на основании требования прокуратуры РК проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кетченеры-Иджил-Соленое Займище", что подтверждается Актом проверки от 20 июня 2013 года. В ходе проверки выявлено, что с 0 по 123 км отсутствует горизонтальная дорожная разметка, с 55 по 56 км разрушено барьерное ограждение на дамбе озера Сарпа, обочины заросли кустарником, а также отсутствуют необходимые дорожные знаки "Опасный поворот", "Сужение дороги", "Пешеходный переход", "Уступите дорогу", "Пересечение со второстепенной дорогой", "Примыкание второстепенной дороги", "Ограничение высоты", "Ограничение максимальной скорости 50 км/ч" и "Километровый знак". Актом контрольной проверки от 15 июля 2013 года установлено, что мер по устранению выявленных недостатков ответчиком не принято.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кетченеры - Иджил - Соленое Займище". В связи с чем возложил на Министерство обязанность нанести на указанной автодороге разметки, восстановить барьерное ограждение на дамбе озера Сарпа, произвести вырубку кустарников на обочинах и установить необходимые дорожные знаки.
Доводы апелляционной жалобы на недостаточное финансирование из республиканского бюджета работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог не влекут отмену судебного решения. Отсутствие финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации действующего законодательства в области дорожной деятельности, поскольку установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Ссылки в жалобе на то, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты, также несостоятельны.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан либо неопределенного круга лиц. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение закона.
Поскольку Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим полномочия в области дорожного хозяйства республики, и допустило в своей деятельности нарушения закона, то суд законно и обоснованно возложил на него обязанность по их устранению.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Харашкина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: О.Г. Шиханова
И.Б. Басангова
"Копия верна" судья И.Б. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.