Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Бахтина Е.Б.,
при секретаре Пузыревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 декабря 2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
Насретдинова Азаматжона Мансуржановича, "дата" года рождения, имеющего паспорт гражданина Узбекистана "номер", выданного "дата", действительного до 2 декабря 2003 года, русским языком владеющего, в переводчике не нуждающегося, состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, проживающего по адресу: Республика Марий Эл, "адрес"
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении, составленным инспектором ОИК УФМС России по РМЭ 23 декабря 2013 года, установлено, что 23 декабря 2013 года в 19 часов 30 минут при проведении проверочных мероприятий по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", "адрес" установлен гражданин Узбекистана Насретдинов А.М., который с "дата" по настоящее время в нарушение установленного федеральным законодательством срока уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания.
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 декабря 2013 года Насретдинов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл обратилось в Верховный Суд Республики Марий с жалобой, в которой просит состоявшееся постановление судьи отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается, что санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, помимо штрафа, предусматривает обязательное выдворение за пределы Российской Федерации. Кроме того, распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от "дата" N "адрес"р пребывание в Российской Федерации гражданина Узбекистана Насретдинова А.М. признано нежелательным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления ФМС России по Республике Марий Эл Яровикова В.П., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункт 2 ст. 5 которого предусматривает, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела, 23 декабря 2013 года в 19 час. 30 мин. при проведении проверочных мероприятий по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", "адрес" установлен гражданин Узбекистана Насретдинов А.М. ... года рождения, который по окончании разрешенного срока пребывания с 20 апреля 2011 года по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вина Насретдинова А.М. в совершении административного правонарушения, помимо его личного признания, подтверждается совокупностью исследованных судьей доказательств, которым дана правильная оценка в постановлении: протоколом об административном правонарушении "номер" от "дата" (л.д. 2), рапортом начальника ОИК У. Р. по РМЭ от "дата" (л.д. 3), копией национального паспорта Насретдинова А.М. (л.д. 9), письменными объяснениями лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 9).
При таких обстоятельствах действия Насретдинова А.М., выразившиеся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).Установив, что Насретдинов А.М. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации ... (свидетельство о заключении брака от "дата"- л.д. 22), имеет на иждивении малолетнего ребенка ... "дата" года рождения, являющегося гражданином Российской Федерации (свидетельство о рождении от "дата"- л.д. 23), проживает совместно с женой и ребенком по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", трудоустроен (неофициально), судья пришла к верному выводу о назначении административного наказания в виде штрафа в размере ... руб., без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При решении вопроса о возможности назначения административного наказания, не предусмотренного санкцией статьи, судьей была принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П, согласно которой с учетом конкретных обстоятельств дела лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно назначение административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 40 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о незаконности оспариваемого постановления судьи в связи с тем, что санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает, помимо штрафа, обязательное выдворение за пределы Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Указание жалобы на то, что распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от "дата" N "номер" пребывание в Российской Федерации гражданина Узбекистана Насретдинова А.М. признано нежелательным, что является основанием для отказа в выдаче ему разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу, также не может повлечь отмену постановления судьи.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Таким образом, Федеральным законом оговорены определенные правовые последствия, связанные с принятием решения о нежелательности пребывания (проживания) гражданина в Российской Федерации, в случае несоблюдения которых в качестве меры административного пресечения предусмотрена депортация. Следовательно, распоряжение о признании нежелательным пребывания в Российской Федерации гражданина Узбекистана Насретдинова А.М. подлежит самостоятельному исполнению и не свидетельствует об обязательности назначения административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Наказание Насретдинову А.М. назначено в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, без нарушения ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является обеспечение установленного режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное постановление является законным и обоснованным, вынесенным без нарушения норм материального и процессуального права. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Е.Б. Бахтина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.