Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 22 января 2014 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2014 г. в г. Саранске жалобу Еремеева Н.Н. на постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 декабря 2013 г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 декабря 2013 г. Еремеев Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Еремеев Н.Н. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление судьи, в которой просил его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, им были предприняты все зависящие от него меры в рамках действующего законодательства по рассмотрению поступившего обращения. Указал, что внеплановая документарная проверка ЗАО " "данные изъяты"" им не проводилась, поскольку обращение П.З.Н. не содержало в себе оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а потому при рассмотрении обращения П.З.Н. должны применяться положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", а также соответствующие положения и регламенты, регулирующие компетенцию государственных органов и порядок рассмотрения ими обращений. Запрос, срок для предоставления документов и предупреждение об ответственности были сформулированы в письмах также согласно требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В постановлении неверно определено основание проверки в виде нарушения прав потребителей, фактически, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ГОСТ Р 51074-2003 П.З.Н. не является потребителем и факта нарушения её прав как потребителя из обращения не следует. Обращение П.З.Н. не содержит информации ни о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, ни о возможности угрозы причинения такого вреда. Отмечает, что оснований для проведения административного расследования не имелось, т.к. поступившее обращение П.З.Н. не содержало в себе достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения (этикетки или фотографии или иные доказательства, свидетельствующие о нарушении ЗАО " "данные изъяты"" обязательных требований).
В судебном заседании Еремеев Н.Н. просил удовлетворить его жалобу по указанным в ней основаниям, отменить постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, нахожу его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Субъектами административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по проведению государственного контроля (надзора).
С субъективной стороны административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена указанной статьёй, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 данного Закона устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Часть 3 статьи 1 указанного Закона предусматривает мероприятия, при проведении которых не применяются положения настоящего Закона.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведённой Рузаевской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проверки в период с 28 августа 2013 г. по 19 сентября 2013 г. в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах, расположенном по адресу: "адрес", установлено, что 14 июня 2013 г. в Территориальный отдел поступило письменное обращение П.З.Н. о нарушении её прав как потребителя на получение полной и достоверной информации о реализуемых ЗАО " "данные изъяты"" продуктах, рассмотрение которого было поручено заместителю начальника Территориального отдела Еремееву Н.Н.
В ходе рассмотрения обращения, Еремеев Н.Н., руководствуясь пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации", статьёй 41 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" подготовил и направил 20 июня 2013 г. запрос в ЗАО " "данные изъяты"" о предоставлении в срок до 12 часов 00 минут 2 июля 2013 г. в Территориальный отдел информации и документов ЗАО " "данные изъяты"" (л.д.26).
2 июля 2013 г. сроки рассмотрения обращения П.З.Н. были продлены на 30 дней (л.д.29).
12 июля 2013 г. Еремеев Н.Н., руководствуясь пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 20 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 50, статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения", статьёй 41 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", повторно направил запрос в ЗАО " "данные изъяты"" о предоставлении в срок до 12 часов 00 минут 19 июля 2013 г. в Территориальный отдел информации и документов ЗАО " "данные изъяты"", указав об ответственности за не предоставление сведений (л.д.27).
22 июля 2013 г. были представлены запрашиваемые сведения и документация ЗАО " "данные изъяты"" (л.д.28).
24 июля 2013 г. подготовлен ответ на обращение П.З.Н., согласно которому факты нарушения установленных требований, изложенные в обращении, не нашли своего подтверждения (л.д.30).
19 сентября 2013 г. исполняющим обязанности Рузаевского межрайонного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Еремеева Н.Н.
Принимая решение по делу об административном правонарушении судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о проведении начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах (далее - Территориальный отдел) Еремеевым Н.Н. внеплановой документарной проверки ЗАО " "данные изъяты"" без соответствующего на то распоряжения руководителя контролирующего органа.
Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является совокупность мероприятий, проводимых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, с целью оценки соответствия их деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьёй 14 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.
В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (часть 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
Статьёй 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в том числе: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о её проведении в соответствии с её назначением.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (часть 1 статьи 14 Закона), заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора).
Как следует из содержания писем, направленных заместителем начальника Территориального отдела Еремеевым Н.Н. в адрес генерального директора ЗАО " "данные изъяты"", запрос о предоставлении документов связан с проверкой обращения гражданина по поводу деятельности ЗАО " "данные изъяты"", а именно: на получение информации о реализуемых ЗАО " "данные изъяты"" продуктах.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание вышеуказанные нормы права, судья пришёл к правильному выводу о том, что запрос заместителя начальника Территориального отдела Еремеева Н.Н., как контролирующего органа, к юридическому лицу о предоставлении документов, был возможен только в рамках проведения проверки, которая регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По указанным основаниям доводы жалобы заявителя о том, что внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО " "данные изъяты"" не проводилась, а потому при рассмотрении обращения П.З.Н. должны применяться положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", а также соответствующие положения и регламенты, регулирующие компетенцию государственных органов и порядок рассмотрения ими обращений, являются несостоятельными.
Согласно запросам заместителя руководителя органа государственного контроля истребовался перечень документов, связанных с осуществлением деятельности ЗАО " "данные изъяты"", подконтрольной органам Роспотребнадзора.
Поскольку уже сам факт истребования документов свидетельствует о начале проверки в отношении ЗАО " "данные изъяты"", то при таких обстоятельствах действия заместителя начальника Территориального отдела Еремеева Н.Н., подписавшего запросы без вынесения соответствующего распоряжения о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права ЗАО " "данные изъяты"", а также являются грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
Следовательно, вывод судьи о том, что действия Еремеева Н.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод жалобы об обратном является необоснованным.
Отклоняется как основанный на неправильном толковании закона довод жалобы о том, что запрос директору юридического лица мог быть сделан без издания приказа о проведении проверки, т.к. рассматривалось обращение гражданина, в связи с чем в соответствии со статьёй 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" имелось право обратиться с запросом к должностному лицу юридического лица.
Довод жалобы об ошибочности вывода судьи о том, что Еремеев Н.Н. осуществлял проверку заявления П.З.Н., считая её потребителем в правоотношениях с юридическим лицом, отклоняется. В запросах, направленных в адрес юридического лица, Еремеев Н.Н., обосновывая законность своих требований, прямо ссылается на нормы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", что соответствует выводу судьи о том, что правовым основанием проверки явился вывод Еремеева Н.Н.о необходимости защиты прав потребителя.
Отклоняется довод жалобы об ошибочности вывода судьи о том, что фактически Еремеевым Н.Н. была проведена проверка должностного лица. Данный довод основан на несогласии с выводами судьи, отсутствуют основания сомневаться в их правильности.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для проведения административного расследования отклоняются как не имеющие правового значения.
Наказание Еремееву Н.Н. назначено в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении Еремееву Н.Н. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Ссылка в жалобе на практику других регионов Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку данные судебные акты не являются преюдициальными и обязательными в применении для настоящего дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах, считаю, что постановление судьи является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется. Жалоба Еремеева Н.Н. удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 декабря 2013 г. оставить без изменения, жалобу Еремеева Н.Н. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.