Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 23 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2013 года N 665 в части отказа в постановке её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории "Молодая семья" в составе семьи из трёх человек.
В обоснование исковых требований указала, что 25 февраля 2013 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением, в котором содержалась просьба о постановке её и семьи на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории "Молодая семья".
В связи с необеспеченностью общей площадью по социальным нормам, так как их семья из трёх человек проживает в однокомнатной квартире общей площадью 34,1 кв.м, жилой площадью 19,1 кв.м. Квартира находится в долевой собственности. Ни она, ни члены её семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилья ранее не получали. Указанная однокомнатная квартира была приобретена ею и супругом в 2010 году по договору купли-продажи за счёт собственных средств в размере 300 000 рублей и кредитных средств на сумму 800 000 рублей, которые были предоставлены Акционерным коммерческим Сберегательным Банком Российской Федерации (ОАО).
Администрация городского округа Саранск отказала её семье в постановке на учёт как отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Правил учёта граждан в Республике Мордовия документы для принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи; не истёк предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, а именно не истёк пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.
Полагает, что данный отказ не распространяется на неё, на их семью, поскольку члены семьи не обеспечены общей площадью по социальным нормам, члены её семьи нуждаются в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории "Молодая семья", на которую распространяются меры социальной поддержки.
В связи с этим просила суд признать постановление Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2013 года в части отказа ФИО1 в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Молодая семья" в составе семьи из трёх человек незаконным и обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия поставить её с составом семьи три человека, на учёт для приобретения жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Молодая семья" (л.д.1-3).
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 23 октября 2013 года иск удовлетворён. Судом постановлено:
признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2013 года в части отказа ФИО1 в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Молодая семья" в составе семьи из трёх человек;
обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ФИО1 с составом семьи три человека на учёт для приобретения жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Молодая семья" (л.д.108-111).
В апелляционной жалобе начальник юридического управления Администрации городского округа Саранск ФИО4 просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, ссылаясь на то, что: истицей намерено были ухудшены жилищные условия; истицей не представлены сведения о проживании за последние пять лет на ФИО6 (л.д.112-114).
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании заявительница ФИО1 с апелляционной жалобой не согласилась.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО5 с апелляционной жалобой также не согласился.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2013 года истица обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке её на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории "Молодая семья".
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2013 года N 665 истице отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что:
не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335, документы для принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий - документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет на всех членов семьи;
не истёк пятилетний срок после совершения гражданином сделки (совершена 21 декабря 2011 года), приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (пункты 1, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты 1, 3 пункта 10 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права "N" от 20 июля 2010 года ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Собственником другой 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру является её муж ФИО5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "N" от 20 июля 2010 года.
Как следует из выписки из домовой книги и справки о составе семьи от 5 февраля 2013 года, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1, её муж ФИО5 и их сын ФИО6
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 августа 2013 года установлен факт проживания ФИО6 в жилом помещении по адресу: "адрес", в период с 18 января 2009 по 4 июля 2009 года.
Из технического паспорта и справки Саранского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия от 9 февраля 2013 года N 585 следует, что общая площадь "адрес" составляет 34,1 кв.м.
Согласно договору дарения от 5 декабря 2011 года ФИО5 подарил ФИО7 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 47,6 кв.м, жилой - 31,6 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". Переход права собственности зарегистрирован 21 декабря 2011 года.
Какой-либо другого жилья в собственности ФИО1 и членов её семьи ФИО5 и ФИО6 не имеется, что подтверждается данными Единого государственного реестра прав по недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет менее 12,5 кв.м (34,1 кв.м : 3 человека = 11,36 кв.м), то есть менее учётной нормы.
Из акта проверки жилищных условий от 6 февраля 2013 года по адресу: "адрес", следует, что ФИО11 нуждаются в улучшении жилищных условий.
Из пояснений истицы ФИО1 в ходе судебного разбирательства, отчуждение доли жилого дома её мужем нельзя считать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку он продал свою долю своей матери, а она в свою очередь оплачивает взятый ими на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" кредит.
Согласно кредитному договору от 7 июля 2010 года "N" ФИО5 и ФИО1 взяли кредит на сумму 800 000 рублей на приобретение недвижимости расположенной по адресу: "адрес".
Как следует из договора купли-продажи вышеуказанной квартиры от 16 июля 2010 года покупатели ФИО11 приобрели квартиру за счёт собственных средств в размере 300 000 рублей и кредитных средств в сумме 800 000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявительница с составом семьи их трёх человек имеет обеспеченность жилой площадью менее учётной нормы и отчуждение её мужем принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение не направлено на ухудшение жилищных условий.
Данный вывод не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы
Учётная норма площади жилого помещения установлена решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года N 162 в размере 12,5 кв.м.
Порядок ведения администрациями муниципальных образований учёта граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья определён Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335 (далее - Правила учёта граждан).
На основании подпункта 3 пункта 10 Правил учёта граждан отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истёк пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин
В связи с этим, поскольку ФИО5 (член семьи ФИО1) совершил сделку, в результате которой он безвозмездно отказался от своего права на жилое помещение, тем самым ухудшил свои жилищные условия и, соответственно, жилищные условия членов его семьи, а заявительницей не представлены доказательства, подтверждающие, что совершение данной сделки было связано с улучшением жилищных условий её семьи, то ей правомерно было отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска от 23 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2013 года N 665 в части отказа в постановке её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории "Молодая семья" в составе семьи из трёх человек.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.