Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
В.А. Ганченковой
с участием секретаря судебного заседания А.А. Косолаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 января 2014 года в городе Саранске частную жалобу администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на определение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 11 апреля 2012 года до 30 декабря 2013 года по тем основаниям, что: районная администрация не обеспечена финансовыми средствами, необходимыми для исполнения решения суда; для строительства жилого помещения, предоставляемого ФИО7, и оформления прав на жилое помещение необходимо время.
Определением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 декабря 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия А.А. Тулапин подал частную жалобу на определение суда, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении об отсрочке исполнения решения суда.
Частная жалоба может быть рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле, поскольку обжалуемое определение суда не относится к числу определений суда первой инстанции, частные жалобы на которые в соответствии с частью второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2012 года на администрацию Торбеевского муниципального района возложена обязанность обеспечения ФИО7 жилым помещением.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что районной администрации не может быть предоставлена отсрочка исполнения решения суда.
В соответствии с частью первой статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Очевидно, что по смыслу указанной нормы процессуального права такие обстоятельства, исходя из которых суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения, должны носить исключительный характер и являться существенным препятствием к исполнению должником решения суда.
В данном случае таких обстоятельств не установлено.
Необеспечение районной администрации финансовыми средствами, необходимыми для исполнения решения суда, к числу таких обстоятельств не относится, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и не должно препятствовать исполнению решения суда.
Необходимость строительства жилого помещения, предоставляемого ФИО7, и оформления прав на жилое помещение к числу таких обстоятельств также не относятся.
Кроме этого, при разрешении поставленного перед судом вопроса об отсрочке исполнения решения суда необходимо исходить из того, что защита нарушенных прав взыскателя должна быть действенной.
Защита нарушенных прав взыскателя не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется. Указанное вытекает из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а также практики его применения Европейским Судом по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон; исполнение же решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда" (Постановления от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции", от 7 мая 2002 года по делу "Бурдов против России" и др.).
В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 10 октября 2003 года N5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил судам, что при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований указанной Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Таким образом, определение суда является законным, обоснованным, отвечает требованиям указанной Конвенции, и доводы частной жалобы не могут повлечь его отмену.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить определение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 4 декабря 2013 года без изменения, частную жалобу администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.