Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе истицы ФИО5 на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании недействительным и отмене решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета и возложении обязанности произвести социальную выплату на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
В обоснование своих требований указала, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в связи с чем, ей выдано соответствующее удостоверение. Она нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, однако Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало ей в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета на том основании, что согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года N10496-СК/07 несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не подлежат обеспечению жильём в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поскольку законодатель не идентифицирует их с ветеранами Великой Отечественной войны. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Основывая свои требования на положениях статей 15, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", полагает, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей приравниваются по материально - бытовому обеспечению к ветеранам Великой Отечественной войны, а вышеуказанное письмо Министерства регионального развития Российской Федерации является ведомственным актом, оно должно применяться только в части не противоречащей действующему законодательству.
С учётом уточнённых исковых требований просила суд признать недействительным и отменить решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия об отказе ФИО5 в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия включить ФИО5 в Реестр граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и выдать ФИО5 свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (л.д.1-4, 114).
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано (л.д. 128-141).
В апелляционной жалобе истица ФИО5 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей по своему статусу в части обеспечения жильём приравнены к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и пользуются всеми льготами, установленными для участников и инвалидов Великой Отечественной войны (л.д.143 - 150).
В возражениях на апелляционную жалобы представитель Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия ФИО6, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения (л.д.157-159).
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты населения по Республике Мордовия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.166, 167), о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истица ФИО5, её представители ФИО7, ФИО8 апелляционную жалобу поддержали по излоежнным вней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО5 имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в связи с чем ей выдано удостоверение серия Р "N" от "дата".
ФИО5 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", р. "адрес", и является собственницей 1/2 доли данного жилого дома.
Из акта проверки жилищных условий от 7 июня 2012 года следует, что дом, в котором проживает истица, требует ремонта.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от "дата" N 36, назначенной распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от "дата" N2031-р (с изменениями от 2007-2012 годов) принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после их завершения, о продолжении, по инициативе собственника процедуры оценки.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2011 года, вступившим в законную силу 27 ноября 2012 года, вышепоименованное заключение межведомственной комиссии от "дата" "N" и постановление Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" в части отказа ФИО5 в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признаны незаконными. ФИО5 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с правом на государственную поддержку в приобретении жилья. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность поставить ФИО5 на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно сообщению жилищного управления Администрации городского округа Саранск от "дата" N 1942-ЖУ ФИО5, зарегистрированная по адресу: "адрес", принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" и включена в общую очередь "N" 296, на государственную поддержку за "N" (на основании решения Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, вступившего в законную силу 27 ноября 2012 года). В настоящее время ФИО5 состоит в общей очереди "N" на государственную поддержку N "N".
19 января 2013 года ФИО5 обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением на выдачу ей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия "N" от "дата" ФИО5 отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с тем, что действие Указа Президента Российской Федерации от "дата" "N" не распространяется на категорию лиц - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Согласно выписке из Реестра льготных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" ФИО5 состоит в данном Реестре под номером 47.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеют свой статус, который подтверждается соответствующим удостоверением, и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на указанную категорию лиц не распространяется.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 подпункта 2 указанной статьи установлено, что объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильём участников Великой Отечественной войны определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 данного Федерального закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" установлено, что формой обеспечения жильём граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия.
Правом на получение социальной выплаты обладают участники Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Социальная выплата предоставляется гражданину за счёт средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат.
Размер социальной выплаты участников Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Указанная норма приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашизма по объему предоставляемых мер социальной поддержки к участникам Великой Отечественной войны.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, правовые основания обеспечения ФИО5 жильём во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 отсутствуют, поскольку на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей действие названного правового акта не распространяется.
В связи с чем, суд правильно отказал в иске ФИО5 о признании недействительным и отмене решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
Поскольку на момент принятия решения об отказе истице в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета оснований для предоставления социальной выплаты на строительство не имелось, соответственно оснований для возложения на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия включить ФИО5 в peeстр граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета не имеется, соответственно суд правильно отказал в удовлетворении данной части иска.
Основания и мотивы, по которым суд пришёл к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения и оснований считать их неправильными не имеется.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ФИО5, сводящиеся к тому, что она состоит на жилищном учёте и была приравнена по объёму мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем подлежит обеспечении жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку судом было установлено, что действие данного Указа на истицу не распространяется. Оснований признать выводы суда ошибочными не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие иной судебной практики в судах общей юрисдикции других регионов, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Оспариваемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм процессуального права в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска от 11 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы ФИО5 - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.