Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 05 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Ю.П. при секретаре судебного заседания Вершининой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 5 февраля 2014 года в городе Саранске жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2013 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просила указанное постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что: в её действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку проведение пикетирования уведомления органов местного самоуправления не требуется; протокол об административном правонарушении составлен по истечении 20 дней, что противоречит статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о месте и времени рассмотрения данного административного дела она не было уведомлена.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании защитник ФИО1 ФИО4 жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
В судебном заседании инспектор ОИАЗ УМВД России по городскому округу Саранск ФИО5 с жалобой не согласилась.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, нахожу его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что "дата" в период времени "данные изъяты" на перекрестке "адрес" ФИО1 проводила предварительную агитацию среди граждан, а именно: сообщала им информацию о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия; призывала граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии 7 ноября 2013 года, при этом использовала газету " "данные изъяты".
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл к выводу о том, что ФИО1 приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованного в установленном порядке.
В качестве доказательств были приняты: протокол об административном правонарушении от 20 ноября 2013 года N287957/936; объяснения ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Данный вывод судьи основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела.
Как следует из уведомлений Мордовского регионального отделения и Саранского городского отделения политической партии " "данные изъяты"" от "дата", указанные отделения уведомили Администрацию городского округа Саранск о проведении "дата" публичного мероприятия.
Проведение данного публичного мероприятия было согласовано на основании постановления Администрацию городского округа Саранск от "дата" "дата".
Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно пункту 3 статьи 2 данного Федерального закона под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
При таких обстоятельствах, следует, что в указанные выше время и месте проводилась предварительная агитация, а не публичное мероприятие в форме митинга, поэтому событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
При этом деяние ФИО1 не может быть переквалифицировано на часть 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения этого мероприятия, поскольку она не является организатором публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 вышеназванного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Как следует из уведомления Мордовского регионального отделения и Саранского городского отделения политической партии " "данные изъяты"" от "дата" организаторами публичного мероприятия, проводимого "дата" указанными отделениями, являлись руководители этих отделений ФИО12 и ФИО13
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимание, обжалуемое постановление судьи подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 декабря 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.