Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Новикова Ю.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Новикова Ю.Г. - Соломатин А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о понуждении предоставить Новикову Ю.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м на территории городского округа Саранск.
В обоснование исковых требований указал, что Новиков Ю.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно, и до 01 января 2005 года принят на учет в целях последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени Новикову Ю.Г. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, чем нарушены его права на жилище.
Считал, что на основании пункта 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Новиков Ю.Г., как инвалид "данные изъяты" группы, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Просил обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Новикову Ю.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м на территории городского округа Саранск.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 октября 2013 года постановлено: "в удовлетворении исковых требований Новикова Ю.Г. к Администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м на территории городского округа Саранск отказать".
В апелляционной жалобе Новиков Ю.Г. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Указал, что ему 10 июля 2013 года Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия действительно была выдана субсидия в размере "данные изъяты" рублей, но она им не реализована. В настоящее время действие сертификата продлено еще на шесть месяцев. Однако, на эти денежные средства невозможно приобрести жилье площадью 33 кв.м. Считает, что он не реализовал свое право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебное заседание истец Новиков Ю.Г., представители третьих лиц - Администрации городского округа Саранск, Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении. О причинах неявки третьи лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
Истец Новиков Ю.Г. в заявлении от 10 февраля 2014 года просил отложить рассмотрение дела в связи с его болезнью. При этом не представил доказательств невозможности явки в судебное заседание по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Новикова Ю.Г. - Захарова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Новиков Ю.Г. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, что подтверждается удостоверением серии "данные изъяты", выданным "данные изъяты" года, и справкой МСЭ- "данные изъяты" N "данные изъяты".
Из сообщения администрации Пролетарского района г. Саранска следует, что Новиков Ю.Г. с составом семьи из 2-х человек постановлением главы администрации от 26 июля 1996 года N 436 поставлены на учет в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь за N 1219.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 17 мая 2013 года N "данные изъяты" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об имеющихся объектах недвижимости у Новикова Ю.Г.
10 июня 2013 года Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия Новикову Ю.Г. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в сумме "данные изъяты" рублей за счет средств федерального бюджета, что подтверждается корешком свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретения жилья серия "данные изъяты" N "данные изъяты".
Согласно информации Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 31 мая 2013 года N 1001-исх-ПА/ЖУ Новиков Ю.Н., проживающий по адресу: "адрес", состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пролетарскому району с 26 июля 1996 года, общая очередь 825, первоочередная 251.
Из выписки из домовой книги от 08 мая 2013 года следует, что в квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы и проживают: глава семьи - Новиков Ю.Г., жена - Н1., сын - Н2., внук - Н3., внучка - М., правнук - Н4.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Новикова Ю.Г. права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года, а также у него отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием у него инвалидности "данные изъяты" группы по общему заболеванию..
Данный вывод является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных, перечисленных в нем лиц.
Согласно статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" (подпункт 4 пункта 1).
Пунктом третьим статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункт 3).
Исходя из этого, суд правомерно признал, что истец Новиков Ю.Г. не относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны, которые обеспечиваются жильем с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714. Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает различные меры социальной поддержки. Требования истца Новикова Ю.Г. о возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия обязанности предоставить жилое помещение как нуждающемуся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 не основаны на законе.
Разрешая спор, суд правильно счел не подлежащими удовлетворению требования истца Новикова Ю.Г. о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения как инвалиду "данные изъяты" группы.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентирующей вопросы обеспечения инвалидов жилой площадью, предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй статьи 17, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая устанавливает, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия" (с последующими изменениями) определено, что порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий который устанавливает правила обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Из этого следует, что Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
В соответствии с пунктами 19, 20 указанного Порядка социальная выплата считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Граждане, использовавшие субсидию, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что 10 июня 2013 года Новикову Ю.Г. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на территории Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в размере "данные изъяты" рублей исходя из общей площади жилья 18 кв.м, со сроком действительности до 10 декабря 2013 года.
Таким образом, суд правильно счел, что Новиков Ю.Г. реализовал право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем получения субсидии исходя из общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Республике Мордовия.
Пунктом 4 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 установлен Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а именно: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильным выделением; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; гангрена конечностей; гангрена и некроз легкого; абсцесс легкого; пиодермия гангренозная; множественные поражения кожи с обильным отделяемым; кишечный свищ; уретральный свищ.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, пункт 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Согласно справке ВТЭ- "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты" года Новиков Ю.Г. является инвалидом по общему заболеванию, но не страдает заболеваниями, которые указаны в вышеуказанном перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Новиков Ю.Г. не обладает, в силу чего, предоставление жилого помещения по договору социального найма ему возможно в порядке очередности согласно поданному им заявлению, исходя из времени принятия на учет (часть первая статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор.
Доводы апелляционной жалобы Новикова Ю.Г. не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новикова Ю.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Володина Г.Ф.
Скипальская Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.