Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 февраля 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Токарева Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.1-9).
В обоснование требований указала, что она после получения среднего специального образования 01 августа 1981 г. поступила на работу в Саранскую городскую клиническую больницу N4 в качестве медсестры ожогового отделения. 20 января 1987 г. уволена в связи с направлением на работу в войсковые части, находящиеся за границей. 22 января 1987 г. она принята на должность старшей медицинской сестры-анестезистки операционно-перевязочного взвода в войсковую часть "N". 17 июня 1989 г. уволена по окончании срока трудового договора. С 14 августа 1989 г. она продолжила свою трудовую деятельность в городской поликлинике N8 в качестве медсестры хирургического кабинета, где продолжает работать по настоящее время и имеет общий трудовой стаж более 30 лет, ее специальный стаж превысил 30 лет. На ее заявление о назначении досрочной пенсии по старости начальником ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия принято решение "N" от 11 июля 2013 г., которым ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 9 мес. 25 дн. Считала решение незаконным и необоснованным в части включения в специальный стаж периодов работы с 04 февраля 1987 г. по 08 сентября 1987 г. в должности старшей медицинской сестры-анестезистки операционно перевязочного взвода, с 09 сентября 1987 г. по 21 января 1988 г. в должности медицинской сестры-анестезистки, с 22 января 1988 г. по 17 июня 1989 г. в должности медицинской сестры операционно-перевязочного взвода в войсковой части "N" (в "данные изъяты" отдельном медицинском батальоне) (2 года 4 мес. 14 дн.) в календарном исчислении (1:1), поскольку указанные периоды работы должны засчитываться как год за полтора в льготном исчислении.
Токарева Т.В. просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, признать решение Пенсионного фонда "N" от 11 июля 2013 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа незаконным в части включения в ее специальный стаж периодов работы с 04 февраля 1987 г. по 08 сентября 1987 г. в должности старшей медицинской сестры-анестезистки ОПВ, с 09 сентября 1987 г. по 21 января 1988 г. в должности медицинской сестры-анестезистки, с 22 января 1988 г. по 17 июня 1989 г. в должности медицинской сестры операционно- перевязочного взвода в войсковой части "N" (в "данные изъяты" отдельном медицинском батальоне) (2 года 4 мес. 14 дн.), в календарном исчислении (1:1), обязать ответчика зачесть ей в стаж работы указанные периоды в льготном исчислении: год работы как год и шесть месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 01 июля 2013 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 октября 2013 г. исковые требования Токаревой Т.В. удовлетворены (л.д.90-98).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Указал, что суд неправомерно засчитал в льготный стаж истицы спорные периоды ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, поскольку Списками не поименованы такие структурные подразделения как ОПВ, операционно-перевязочный взвод. Просил решение суда отменить (л.д.99-100).
В судебное заседание представитель истицы Токаревой Т.В. - адвокат Мусатова З.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Кунаевой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Токаревой Т.В. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Из материалов дела усматривается, что 01 июля 2013 г. Токарева Т.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.31-34).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 11 июля 2013 г. истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия необходимого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 9 мес. 25 дней (л.д.11).
В специальный стаж истице были зачтены в календарном исчислении следующие периоды: с 04 февраля 1987 г. по 08 сентября 1987 г. в должности старшей медицинской сестры-анестезистки ОПВ, с 09 сентября 1987 г. по 21 января 1988 г. в должности медицинской сестры-анестезистки, с 22 января 1988 г. по 17 июня 1989 г. в должности медицинской сестры операционно-перевязочного взвода в войсковой части "N" (в "данные изъяты" отдельном медицинском батальоне) (2 года 4 мес. 14 дн.).
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным данное решение Пенсионного фонда в части включения истице в специальный стаж спорные периоды ее работы в календарном исчислении. При этом суд правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, и удовлетворил иск.
Ответчиком оспаривается решение суда в части исчисления судом спорных периодов работы истицы в льготном исчислении: один год работы как один год и шесть месяцев.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 статьи 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 г. пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.