Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 февраля 2014 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 декабря 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Оськина Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.1-2).
В обоснование требований указала, что с 01 апреля 1985 г. по настоящее время она работает акушеркой в лечебных учреждениях Республики Мордовия, ее трудовой стаж по данной специальности составляет более 30 лет. 19 августа 2013 г. она обратилась в Пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако решением "N" от 10 октября 2013 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 26 лет 6 месяцев 22 дня. В специальный стаж не засчитаны периоды ее работы: с 14 ноября 2002 г. по 05 декабря 2004 г. (2 года 22 дня) в должности медицинской сестры гинекологического кабинета поликлиники в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 06 декабря 2004 г. по 16 ноября 2005 г., с 19 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. (1 год 1 мес. 23 дня) в должности акушерки гинекологического кабинета в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ", поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Считала данный отказ незаконным.
С учетом уточненных исковых требований (л.д. 119), просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 10 октября 2013 г. за "N" об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить ей в специальный стаж периоды работы с 14 ноября 2002 г. по 05 декабря 2004 г. в должности медицинской сестры гинекологического кабинета поликлиники в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 06 декабря 2004 г. по 16 ноября 2005 г., с 19 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. в должности акушерки гинекологического кабинета в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ", включить в специальный стаж период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами с 05 января 1988 г. по 06 апреля 1988 г. и с 07 апреля 1988 г. по 27 июля 1989 г. - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в должности акушерки родового отделения в Саранском городском родильном доме N2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 19 августа 2013 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 декабря 2013 г. исковые требования Оськиной Т.М. удовлетворены и с ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Оськиной Т.М. взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей (л.д.129-139).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, просил его отменить. Указал, что в специальный стаж истицы не могут быть засчитаны периоды ее работы в должности медсестры гинекологического кабинета поликлиники в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД Республики Мордовия", в должности акушерки гинекологического кабинета в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия" и в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия", так как наименования учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Полагал, что не могут быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год и шесть месяцев периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку в указанные периоды лечебная деятельность не осуществлялась, а льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы (л.д.140-142).
В возражениях на апелляционную жалобу истица Оськина Т.М. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения (л.д.146-147).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркиной И.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Оськиной Т.М. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Из материалов дела следует, что 19 августа 2013 г. истица Оськина Т.М. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работай по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.35-38).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 10 октября 2013 г. Оськиной Т.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 26 лет 6 мес. 22 дн. (л.д.4).
В специальный стаж истицы были зачтены в календарном исчислении следующие периоды: с 05 января 1988 г. по 06 апреля 1988 г.- период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родам в должности акушерки родового отделения в Саранском городском родильном доме N2, с 07 апреля 1988 г. по 27 июля 1989 г. - период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком, 28 января 1988 года рождения, до достижения им возраста полутора лет, руководствуясь Постановлением Конституционного суда от 29 января 2004 г. N2-П, письмом Пенсионного Фонда Российской Федерации от 19 апреля 2004 г. "N", так как в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, но работа в отделении хирургического профиля не осуществляется.
В специальный стаж истицы не засчитаны следующие периоды ее работы: с 14 ноября 2002 г. по 05 декабря 2004 г. (2 года 22 дн.) в должности медицинской сестры гинекологического кабинета поликлиники в ГУЗ " Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 06 декабря 2004 г. по 16 ноября 2005 г., с 19 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. (1 год 1 мес. 23 дн.) в должности акушерки гинекологического кабинета поликлиники в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ", поскольку наименования учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Также следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в города, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (военных частей), и других, не поименованных в Списке.
Согласно пункту 3 данных Правил, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль, ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из трудовой книжки Оськиной Т.М. следует, что приказом МВД Республики Мордовия "N" от 28 августа 2001 г. Оськина Т.М. в порядке перевода с поликлиники N3 г. Саранска принята медицинской сестрой врачебных кабинетов больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия с 09 августа 2001 г., 18 марта 2002 г. на основании приказа МВД Республики Мордовия "N" от 18 марта 2002 г. принята на должность медицинской сестры гинекологического кабинета больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия в связи с оргштатными мероприятиями, 01 февраля 2006 г. Оськина Т.М. на основании приказа "N" от 09 февраля 2006 г. назначена акушеркой гинекологического кабинета Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия" (л.д.8-16).
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия" от 29 ноября 2013 г. N 62, согласно которой Оськина Т.М. работает в данном учреждении в должности акушерки поликлиники с 2001 по настоящее время (л.д.120).
Судом первой инстанции установлено, что учреждение, в котором работала истица в период с 09 августа 2001 г. по 1 февраля 2006 г., неоднократно меняло свое наименование, что подтверждается справкой работодателя ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Мордовия" "N" от 22 августа 2013 г. (л.д.84-85), а в настоящее время является подразделением медицинского отдела МВД Республики Мордовия и его деятельность направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению сотрудников органов внутренних дел, пенсионеров МВД, членов их семей и т.д.
Таким образом, суд правомерно установил, что на протяжении всех указанных периодов учреждение, в котором работала истица, неоднократно меняло свое наименование, однако рода своей деятельности не меняло, основные задачи учреждения оставались неизменными были направлены на осуществление мер по организации охраны здоровья личного состава органов внутренних дел, на оказание квалифицированной медицинской помощи сотрудникам милиции.
Должностные обязанности медицинской сестры гинекологического кабинета и акушерки гинекологического кабинета Оськиной Т.М., как и наименование ее должности, в указанные периоды не изменялись.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшие в период осуществления истицей медицинской деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что периоды работы истицы с 14 ноября 2002 г. по 05 декабря 2004 г. в должности медицинской сестры гинекологического кабинета поликлиники в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 06 декабря 2004 г. по 16 ноября 2005 г., с 19 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. в должности акушерки гинекологического кабинета в ФГУЗ "Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ", подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.
Судебная коллегия считает данный вывод суда обоснованным.
При разрешении вопроса о включении в специальный стаж истицы периода ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет применению подлежит законодательство, действовавшее на момент предоставления указанного отпуска.
Согласно разъяснению "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в редакции до 25 сентября 1992 г., было предусмотрено включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", вступившим в законную силу 06 октября 1992 г., внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которая необходима для того, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В связи с чем, довод жалобы ответчика об оспаривании вывода суда в указанной части о зачете в специальный стаж Оськиной Т.М. периода ее нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, судебная коллегия считает несостоятельным.
Выводы суда первой инстанции полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям ответчика по заявленным требованиям, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании пункта 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И.Середа
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.