Постановление Президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 января 2014 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Горевой Л.Т.,
членов Президиума: Данилова А.Р., Кулагина А.А., Пронина П.И., Седалищева А.Н. и Снегирёвой Е.В.,
при секретаре Негнюровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по кассационной жалобе представителя ответчика
гражданское дело по иску Осипова В.А. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера,
Заслушав доклад судьи Николаева И.И., пояснения Голоковой Н.А., представляющей на основании доверенности интересы Министерства финансов РС (Я), Президиум Верховного Суда РС (Я)
УСТАНОВИЛ:
Осипов В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что является неработающим пенсионером по старости. В 2012 году он выехал на постоянное место жительства в ... Просил взыскать расходы по оплате переезда из районов Крайнего Севера в сумме ... рублей, на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 г. N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Решением Якутского городского суда от 28.06.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 28.08.2013 г. с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу Осипова В.А. взысканы расходы, связанные с выездом из района Крайнего Севера в размере ... руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 518,52 руб., а всего ... рубль ... копеек.
В кассационной жалобе Голокова Н.А., действующая на основании доверенности в интересах ответчика - Министерства финансов РС (Я), ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ.
По кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я) 24.10.2013 года, дело истребовано из Якутского городского суда запросом судьи от 19.11.2013 года и поступило в Верховный Суд РС (Я) 29.11.2013 года. Определением судьи Верховного Суда РС (Я) от 09 января 2014 года дело передано для рассмотрения в суд кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и определения судьи о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, Президиум Верховного Суда РС (Я) находит жалобу подлежащей удовлетворению путем отмены вынесенных по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что компенсация пенсионерам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расходов, связанных с выездом из указанных мест, предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому пенсионерам, наряду с иными категориями граждан, возмещается 100 процентов произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование этих расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1); в случае отсутствия в соответствующих бюджетах достаточных доходов для финансирования указанных расходов, на эти цели предусматривались субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации (пункт 2).
Статьей 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
При этом суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является казна Республики Саха (Якутия), в том числе и со ссылками на судебную практику.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки М., по смыслу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с сохраняющими свою силу нормативными правовыми актами Съезда народных депутатов Российской Федерации (Постановление от 21 апреля 1992 года N 2707-I) и Правительства Российской Федерации (Постановление от 11 августа 1992 года N 572), за неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время сохраняется право на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства, в размере 100 процентов понесенных транспортных затрат, реализации которого не должно препятствовать отсутствие в статье 4 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ прямого указания на эту конкретную компенсацию и которому должна корреспондировать обязанность государства осуществлять соответствующее финансирование.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Ответчик, возражая против заявленного иска, ссылался на вышеназванное Постановление Конституционного Суда РФ, которое в силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным, в том числе для судов.
Суд первой инстанции, не дал оценки данному доводу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам необоснованно отклонила ссылку на Постановление, указав, что отсутствуют правовые основания для применения толкования, данного Конституционным Судом РФ.
Между тем, согласно разъяснению, изложенному в подпункте "а" пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", судам следует учитывать Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в конкретном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в" части 2 и части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Данные разъяснения не были учтены судебными инстанциями.
Поскольку судом первой инстанции в нарушение требований Федерального конституционного закона, разъяснений вышестоящего суда, неправильно применены нормы закона в связи с толкованием, расходящимся с конституционно-правовым истолкованием правовых норм, данных Конституционным Судом Российской Федерации, а суд апелляционной инстанции не устранил данное существенное нарушение, судебные постановления обеих инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Якутского городского суда от 28.06.2013 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 28.08.2013, вынесенные по настоящему делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председатель подпись Л.Т. Горева
Копия верна:
Председательствующий Л.Т. Горева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.