Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2014 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Азаргинова Д.П. на постановление Алданского районного суда РС (Я) от 15 ноября 2013 г., которым
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис"
постановлено:
Признать ОАО "Теплоэнергосервис" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам: Управление Федерального Казначейства по PC (Я) (Управление Роспотребнадзора по РС (Я)); ИНН: N ... ; КПП: N ... ; КБК: N ... ; ОКАТО: N ... ; р/с: N ... ; ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) БИК: N ...
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы представителя ОАО "Теплоэнергосервис" Азаргинова Д.П., действующего на основании доверенности от 11.12.2013 г., пояснения представителя Управления Роспотребнадзора РС (Я) Литуевой О.Е., действующей на основании доверенности от 9.12.2013 г. N ... ), суд
УСТАНОВИЛ:
23 сентября 2013 года ... Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Алданском районе С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ОАО "Теплоэнергосервис". Событием правонарушения явилось то, что ОАО "Теплоэнергосервис" в период с 04 по 23 сентября 2013 года использовало зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ... с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Алданского районного суда РС (Я) от 15 ноября 2013 года ОАО "Теплоэнергосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с постановлением суда, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Азаргинов Д.П. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, указывая на то, что постановление суда подлежит отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права и отсутствия состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО "Теплоэнергосервис" Азаргинов Д.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Просит постановление суда отменить.
Представитель Управления Роспотребнадзора РС (Я) Литуева О.Е. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Просит постановление суда оставить без изменения.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения участников судопроизводства, суд приходит к выводу об отмене постановления суда по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что определением от 4 сентября 2013 года ... Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) в Алданском районе С. в отношении юридического лица - ОАО "Теплоэнергосервис" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определено провести административное расследование.
23 сентября 2013 года ... Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Алданском районе С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ОАО "Теплоэнергосервис".
На основании представленных материалов Алданским районным судом РС (Я) 15 ноября 2013 года в отношении юридического лица - ОАО "Теплоэнергосервис" вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Теплоэнергосервис" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Вместе с тем суд при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должным образом не установил, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Исходя из положений, закрепленных в Главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к компетенции судов отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дела, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том случае, если по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности или дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не указаны в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому в том случае, если даже, по делу проводилось административное расследование оно не может быть передано на рассмотрение судье в районный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При таком положении, рассмотрев данное дело, суд вышел за пределы компетенции, установленной статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в силу части 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена исключительная подведомственность органам, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело, об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Вопрос о привлечении юридического лица - ОАО "Теплоэнергосервис" к административной ответственности подлежал рассмотрению Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) в Алданском районе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
С учетом изложенного, состоявшееся в отношении юридического лица - ОАО "Теплоэнергосервис" постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено неуполномоченным судьей, поэтому оно подлежит отмене, а дело - направлению на рассмотрение по подведомственности в Управление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) в Алданском районе.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Алданского районного суда РС (Я) от 15 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" отменить, дело направить на рассмотрение по подведомственности в Управление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) в Алданском районе.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.