Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Дьяконовой Н.Д., судей Топорковой С.А., Скакуна А.И.,
при секретаре Никитиной Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ленского районного суда от 22 ноября 2013г. по делу по заявлению Болговой А.С. к муниципальному образованию "Ленский район" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании предоставления места в дошкольном учреждении, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Болговой А.С. к муниципальному образованию "Ленский район" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности на орган местного самоуправления обеспечить прием ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болгова А.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие муниципального образования "Ленский район" по обеспечению ее дочери А. _______ г.р. местом в дошкольном учреждении. Требования обосновала тем, что ее дочь поставлена в очередь для направления в дошкольное образовательное учреждение, но до настоящего времени место в саду не предоставлено, чем нарушено право ее несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, будучи не согласна с выводами суда. На своих доводах настаивает.
В возражении на апелляционную жалобу МО Ленский район находит решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, дочь заявителя А. _______ г.р., была зарегистрирована в дошкольном образовательном учреждении ... - муниципальное казенное учреждение "Районное управление образования МО "Ленский район" для обеспечения ее местом в муниципальном дошкольном учреждении. С учетом предоставления мест другим очередникам на момент обращения заявителя в администрацию ... по состоянию на 29 мая 2013г. А. состоит в общегородской очереди под N ... , на 1 июля 2013 г. под N ...
Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43).
Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в числе прочих относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования. Эти полномочия указаны также в п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательные учреждений, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования МО "Ленский район", утвержденным постановлением главы района от 22 июня 2010г. N ... , разработан Порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений, для соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной политики в области образования, защиты интересов ребенка и удовлетворения потребностей семьи в выборе образовательного учреждения.
Разделом 2 Положения определен порядок постановки детей на очередь, согласно которому, регистрация и учет детей при постановке на очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения производятся Управлением образования при приеме родителей (законных представителей) на основании заявления и фиксируются в "Журналах учета движения детей".
Пунктами 2.5 и 2.6 Положения установлены категории детей, которые принимаются в дошкольное образовательное учреждение во внеочередном и первоочередном порядке. Установлено, что дочь заявителя к такой категории детей не относится, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно Положению, направления в дошкольные образовательные учреждения выдаются родителям (законным представителям) согласно номеру очередности и дате постановки на учет. Доказательств, свидетельствующих о нарушении очередности предоставления мест, суду также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о бездействии органа местного самоуправления в части недостаточного строительства детских учреждений и создания дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях, отмену решения суда повлечь не могут.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе "Об образовании" общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего, разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.
Недостаточное количество мест в детских дошкольных учреждениях города, не позволяющее без очереди обеспечить детей местами в детском саду, не является безусловным доказательством неправомерного бездействия органа местного самоуправления.
Строительство новых детских садов, создание дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях относится к хозяйственной деятельности органа местного самоуправления по развитию социальной инфраструктуры города. В полномочия суда не входит оценка достаточности развития социальной инфраструктуры муниципального образования, целесообразности осуществления той или иной деятельности органов местной власти в соответствии с закрепленным законом принципом разделения власти.
Нарушение норм материального права является основанием к отмене решения при условии, что это нарушение могло привести к неправильному разрешению дела. Такого нарушения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Не имеется оснований и для отмены решения суда по указанным в апелляционной жалобе доводам о нарушении норм процессуального права, поскольку таковых судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Указанные доводы, были предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Эти доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда от 22 ноября 2013г. по делу по заявлению Болговой А.С. к муниципальному образованию "Ленский район" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании предоставления места в дошкольном учреждении оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дьяконова Н.Д.
Судьи Топоркова С.А.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.