Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Васильевой В.Г., судей Громацкой В.В., Холмогорова И.К., при секретаре Сивцевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя истца, а также третьего лица на решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 21 ноября 2013 года по делу по иску Главного управления МЧС России по Республики Саха (Якутия) к Дмитриеву М.М. о выселении из служебного помещения, признании утратившим права пользования жилым помещением, которым
постановлено:
В иске Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) к Дмитриеву М.М. о выселении из служебного помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К., объяснения представителя истца Борисовой И.Л., ответчика Дмитриева М.М. его представителя Стручкова П.В., заключение прокурора Ефремова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев М.М. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 3 апреля 2000 года по 22 июля 2013 года. 14 декабря 2012 года Дальневосточным филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принято решение о предоставлении Дмитриеву М.М. жилого помещения служебного пользования в жилом доме по адресу: ... , а Главному управлению МЧС России по РС (Я) предписано заключить с Дмитриевым М.М. договор найма служебного жилого помещения. В соответствии со справкой Главного управления МЧС России по РС (Я) Дмитриев М.М. 24 апреля 2013 года был зарегистрирован в данной квартире. Дмитриев М.М. был уволен из Государственной противопожарной службы с 22 июля 2013 года. Право оперативного управления за спорным жилым помещением зарегистрировано за Главным управлением МЧС России по РС (Я). В настоящее время ответчик незаконно занимает служебное жилое помещение. Главное управление МЧС России по РС (Я) обратилось в суд с иском к Дмитриеву М.М. о выселении из служебного помещения, признать утратившим право регистрации по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Борисова И.Л. исковые требования поддержала.
Ответчик Дмитриев М.М. и его представитель Стручков П.В. заявленные требования не признали, пояснили, что ответчик состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с чем выселению не подлежит.
Представитель третьего лица ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Г. просит рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить исковые требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца по доверенности Борисова И.Л., а также третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, мотивируя тем, что решение суда принято с нарушением норм материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на жалобу, выслушав стороны, а также заключение прокурора, который указал на наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик Дмитриев М.М. состоял на учете как нуждающийся в жилом помещении до принятия Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. N 189, введенного в действие с 1 марта 2005 года. В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, Дмитриев М.М. не может быть выселен из служебного жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывание на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что спорной квартирой на праве оперативного управления владеет Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РС (Я).
27 февраля 2013 года между истцом и ответчиком заключен договор найма служебного жилого помещения для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в МЧС России по РС (Я). Совместно с нанимателем в жилое помещение никто не вселяется. Договор заключается на время прохождения нанимателем службы в МЧС России по РС (Я). Согласно условиям настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы и иных случаях, наниматель и члены его семьи, обязаны освободить жилое помещение в течении 14 дней с момента расторжения или прекращения настоящего Договора.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по РС (Я) от 15.07.2013 г. N 70-нс ответчик был уволен из Государственной противопожарной службы с 22 июля 2013 года.
Частью 2 ст. 103 ЖК РФ установлен перечень граждан, которые могут быть выселены из служебных жилых помещений только с предоставлением другого жилья.
Ответчик Дмитриев М.М. к данной категории лиц не относится. Поскольку вселение ответчика в спорное жилье произошло после введения в действия Жилищного кодекса РФ, то в силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действия ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее-ст.13 Вводного закона) предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действия Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР. (п.43 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 02.07.2009 N 14 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ").
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а)указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действия ЖК РФ не допускалась ст. 108 ЖК РСФСР; б)такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в)эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Как было установлено из материалов дела ответчик Дмитриев М.М. на учете нуждающихся в жилых помещения до 1 марта 2005 года не состоял.
Доводы Дмитриева М.М. о том что он состоял в списке нуждающихся в жилье под номером N ... в 2003 году, не состоятельны. Поскольку согласно материалам дела, а именно сопроводительному письму Исх. N ... от 19.12.2003 г. установлено, что указанный список является списком сотрудников ОГПС- N ... нуждающихся в улучшении жилой площади, желающих получить ссуду на приобретение жилья, а также желающих участвовать в долевом строительстве жилья (л.д. 92-93);
Материалы дела не содержат сведений об отнесении ответчика Дмитриева М.М. к категории лиц, названных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, а также отсутствуют какие-либо доказательства о том, что он состоял на учете нуждающихся в жилом помещении.
Установление вышеуказанных обстоятельств, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствуют о том, что право пользования Дмитриевым М.М. спорным жилым помещением, предоставленном на условиях договора найма служебного жилого помещения от 27 февраля 2013 года - прекращено в связи с увольнением из Государственной противопожарной службы, следовательно ответчик Дмитриев М.М. подлежит выселению из жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по РС (Я).
Требования истца в части снятия Дмитриева М.М. с регистрационного учета по указанному адресу, удовлетворению не подлежат. Поскольку в компетенцию суда не входит решение вопроса о снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства. Указанным вопросом занимаются компетентные органы, такие как УФМС России по РС (Я) в порядке исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2013 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Исковое заявление Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) к Дмитриеву М.М. удовлетворить частично.
Признать Дмитриеву М.М. прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...
Выселить Дмитриеву М.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: ... без предоставления другого жилого помещения.
Остальные исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева В.Г.
Судьи Громацкая В.В.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.