Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2013 года, которым
по делу по иску заместителя прокурора Нюрбинского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (далее - УФССП по РС(Я)) об обязании обеспечить государственную охрану помещений
постановлено:
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) принять меры по организации государственной охраны помещений, занимаемых Нюрбинским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), расположенных в здании по адресу: ... в срок до 01.07.2014.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., заключение прокурора Ефремова Д.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, выслушав пояснения представителя ответчика Платоновой Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Нюрбинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УФССП по РС(Я) об обязании обеспечить государственную охрану помещений, занимаемых Нюрбинским районным отделом судебных приставов УФССП по РС(Я) по адресу: ... Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства об антитеррористической защищенности выявлено, что указанные помещения не имеют охраны полицией, не оборудованы охранно - пожарной сигнализацией. Непринятие мер по обеспечению государственной охраны создает условия для незаконного беспрепятственного доступа посторонних лиц к спецсредствам и распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Просил обязать ответчика в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу решения суда обеспечить государственную охрану помещений.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП по РС(Я) просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права. Указывает, что к участию в деле не были привлечены ФССП России и собственник помещений - ООО " ... ". Дело подлежало рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор касается расходования бюджетных средств и является экономическим. Также считает, что возложение обязанности обеспечить охрану помещений влечет нарушение принципа свободы заключения договора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из дела, по результатам проведенной прокуратурой Нюрбинского района проверки установлено, что помещения, занимаемые Нюрбинским районным отделом судебных приставов УФССП по РС(Я) и расположенные в здании по адресу: ... , не имеют охраны полицией, не оборудованы охранно - пожарной сигнализацией, отсутствует тревожная кнопка экстренного вызова полиции, соответствующий договор на государственную охрану с полицией не заключен.
Согласно п.п.1 и 7 ст.2 ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р (в ред. от 07.12.2011), которым утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями полиции.
Согласно пункту 12 указанного Перечня к числу данных объектов отнесены административные здания ФАС России, ФСКН России, ФССП России и их территориальных органов, территориальных органов ФНС России.
В соответствии с пунктами 1, 1.4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
Согласно п. 3.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2013 N 74, в территориальный орган ФССП России входят: аппарат управления территориального органа ФССП России; структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.
Нюрбинский районный отдел судебных приставов УФССП по РС(Я) является структурным подразделением УФССП по РС(Я), что следует из Положения, утвержденного приказом УФССП по РС(Я) от 13 мая 2009 года N 322.
Таким образом, поскольку п. 12 Перечня не устанавливает, что обязательной охране полицией подлежат исключительно административные здания, в которых располагается аппарат управления территориального органа ФССП России, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что помещения, занимаемые Нюрбинским районным отделом судебных приставов, входящим в территориальный орган УФССП по РС(Я) в качестве структурного подразделения, также подлежат обязательной охране полицией.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить государственную охрану помещений районного отдела судебных приставов, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
Довод жалобы о привлечении к участию в деле ФССП России и ООО " ... " подлежит отклонению, поскольку постановленное судом решение не влияет на их права или обязанности по отношению к одной из сторон по делу.
Также подлежит отклонению довод о подведомственности спора арбитражному суду. Вопрос об источниках финансирования обеспечения государственной охраны указанных помещений относится к межбюджетным отношениям и не имеет правового значения для правильного разрешения рассматриваемого спора. Обеспечение охраны объекта в силу распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р является обязанностью ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2013 года по делу по иску заместителя прокурора Нюрбинского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) об обязании обеспечить государственную охрану помещений оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.