Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине, рассмотрел жалобу председателя Совета Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" И.М. Садыкова на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 10 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" А.И. Мифтахова, представителя Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан Р.М. Мутахарова, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 10 декабря 2013 года, Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (далее по тексту - РОО "Татохотрыболовобщество") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному штрафу в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, председатель Совета РОО "Татохотрыболовобщество" И.М. Садыков просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что дело об административном правонарушении возбуждено незаконно неуполномоченным на то лицом; административное расследование по делу проведено незаконно; судом не были приняты во внимание доводы Общества об отсутствии состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник РОО "Татохотрыболовобщество" А.И. Мифтахов, действующий на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (далее по тексту - Управление) Р.М. Мутахаров, возражал против удовлетворения жалобы.
Изучение материалов дела, проверка доводов заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды, регламентируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52 "О животном мире" (далее по тексту - Закон N52-ФЗ).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N209-ФЗ " Об охоте и о сохранении ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N209-ФЗ).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании поступившего 26 августа 2013 года в Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан обращения граждан о нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, (вх.N98обр) начальником отдела Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, 27 августа 2013 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования, 1 октября 2013 года проведен осмотр территории Арташевского охотхозяйства. По результатам проверки, 11 октября 2013 года начальником отдела Управления по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан Р.М. Мутахаровым в отношении РОО "Татохотрыболовобщество" составлен протокол N27/47 об административном правонарушении, согласно которому РОО "Татохотрыболовобщество" вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении условий охотхозяйственного соглашения, не выполнении в полном объеме мероприятий по обеспечению воспроизводства животного мира, а именно:
- из необходимых 28 шт. кормовых площадок для зайцев (беляк) обстроено только 12 шт., для зайцев (русак) из 85 шт. обустроено 21 шт.;
- построено 15 шт. кормовых площадок для полевой дичи, необходимо 51 шт.;
- построено 23 шт. порхалища для полевой дичи, необходимо 51 шт.;
- обустроено 5 кормовых площадок для боровой дичи, необходимо 9шт.;
- обустроено 21шт. порхалища для боровой дичи, необходимо 46 шт.;
- отсутствуют галечники на болоте для боровой дичи.
Рассматривая дело, судья районного суда пришла к выводу о доказанности наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ и вины РОО "Татохотрыболовобщество" в его совершении. При этом в мотивировочной части постановления судьей указано на исключение из протокола об административном правонарушении указания об отсутствии галечников на болоте для боровой дичи.
С данными выводами судьи необходимо согласиться.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.34 Закона N52-ФЗ юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром в том числе: - охота; - рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; - добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам.
Согласно ст.6 Федерального закона N209-ФЗ, проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статья 54 вышеуказанного закона возлагает обязанность по содержанию охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые заключили охотхозяйственные соглашения.
Нарушение правил пользования объектами животного мира, установленных в сфере сохранения и добычи охотничьих ресурсов, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 4 октября 2012 года между Региональной общественной организацией "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан", именуемая в дальнейшем "Охотпользователь" с одной стороны и Управлением по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, именуемое в дальнейшем "Администрация" с другой стороны, заключено охотхозяйственное соглашение N17, в соответствии с которым "Охотпользователь" обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, а Администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в Законе от 24 июля 2009 года N209-ФЗ лесные участки, находящиеся в государственной собственности с соответствии с законом об охоте и лесным законодательством и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, согласно настоящего Соглашения.
Анализ представленных в материалы дела доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что судья районного суда обоснованно пришла к выводу о доказанности ненадлежащего выполнения РОО "Татохотрыболовобщество" биотехнических мероприятий, определенных ст.54 Федерального Закона N 209-ФЗ и п. 8.2.11 охотхозяйственного соглашения N17, что является нарушением правил пользования объектами животного мира, установленных в сфере сохранения и добычи охотничьих ресурсов, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях, изложенные в ст. 24.1 КоАП РФ, судьей районного суда реализованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
РОО "Татохотрыболовобщество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание, назначенное Обществу, соответствует санкции ч.3 ст.8.37 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что настоящее дело об административном правонарушении было незаконно возбуждено неуполномоченным на то лицом, подлежит отклонению.
Исходя из смысла ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения) настоящего Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и Указом Президента Республики Татарстан от 31.12.2007 N УП-721 "Об Управлении по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2008г. N246 утверждено "Положение об Управлении по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан".
Согласно п.1.1, п.4.1.18 данного Положения, "Управление" является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах.
На "Управление" возлагаются следующие полномочия в области охраны и использования животного мира, в том числе: рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие мер административного наказания в закрепленной сфере деятельности; направление в судебные органы материалов о привлечении виновных лиц к ответственности.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении было возбуждено незаконно, без наличия достаточных на то оснований, не влекут удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в частности: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1 ст.28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По настоящему делу усматривается наличие повода к возбуждению административного дела.
Вынесение начальником отдела "Управления" определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, применительно к правилам ст.28.7 КоАП РФ не влечет каких-либо материально-правовых последствий для лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, в связи с чем оснований для признания этих доводов обоснованными, не имеется.
По смыслу вышеназванных положений КоАП РФ, сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, означает лишь начало реализации процессуальной формы, гарантирующей всесторонне, полное и объективное рассмотрение дела и решение задач, предусмотренных ст.ст.1.2, 24.1. КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам жалобы обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 10 декабря 2013 года, вынесенное в отношении Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" ( ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя Совета Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" И.М. Садыкова - без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.