Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Соловьёва В.А.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 февраля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Д.К.О.
на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 20 ноября 2013 года, которым
заявление Д.К.О. к Администрации г. Сарапула, Управлению образования г. Сарапула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить приём ребёнка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителя Д.К.О. - адвоката П.И.Л. (ордер N000873 от 05 февраля 2014 года, л.д.133), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя Администрации г. Сарапула К.Н.А. (доверенность N02-10/18 от 10 января 2014 года сроком до 31 декабря 2014 года, л.д.134) и представителя Управления образования г. Сарапула Ш.О.П. (доверенность N125/01-31 от 05 февраля 2014 года сроком на один год, л.д.135), полагавших апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.К.О. (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Сарапула, возложении обязанности на орган местного самоуправления обеспечить приём ребёнка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту - МДОУ).
Требования мотивировала тем, что её сын Д.Г.А., 11 июля 2011 года рождения, 14 января 2013 года зарегистрирован Управлением образования г. Сарапула для определения в МДОУ по месту жительства. Однако до настоящего времени её ребёнок в МДОУ не принят со ссылкой на отсутствие свободных мест; на наличие лиц, зарегистрированных на получение путёвок в МДОУ ранее её ребенка; а также на отсутствие у заявителя внеочередного или первоочередного права приёма в МДОУ. Заявитель полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления, уполномоченного в создании необходимых условий для получения её ребёнком общедоступного бесплатного дошкольного образования и считает двухмесячный срок разумным для обеспечения соответствующих условий для её ребёнка на 2013-2014 учебный год, в том числе путём создания для него дополнительного места в МДОУ.
Д.К.О. просила суд признать незаконным бездействие Администрации г. Сарапула в создании всех необходимых условий для получения Д.Г.А., 11 июля 2011 года рождения, общедоступного бесплатного дошкольного образования в МДОУ; обязать Администрацию г. Сарапула создать все необходимые условия для приёма её сына в МДОУ, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования в течение двухмесячного срока.
В судебном заседании заявитель Д.К.О. в полном объёме поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представители Администрации г. Сарапула и привлечённого по инициативе суда в качестве заинтересованного лица - Управления образования г. Сарапула требования Д.К.О. не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Д.К.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01 сентября 2013 года) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно статье 16 указанного Закона РФ общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приёма граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приёма граждан в дошкольные образовательные учреждения были предусмотрены пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N666 (действовавшим до 16 апреля 2012 года) и, соответственно, пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N2562 (утратил силу в связи изданием Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N1014).
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 сентября 2013 года, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьёй 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В силу статьи 3 главы 2 Положения об Управлении образования г. Сарапула, утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 03 июня 2010 года N16-781, создание необходимых условий для предоставления и получения гражданами общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории города Сарапула является компетенцией Управления образования г. Сарапула (л.д.40-47).
Порядок предоставления муниципальной услуги по приёму, постановке на учёт и выдаче путёвок в образовательные учреждения дошкольного образования г. Сарапула установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Приём заявлений, постановка на учёт и выдача путёвок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании "Город Сарапул", утвержденным постановлением Главы Администрации г. Сарапула N1411 от 17 мая 2012 года, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 1.4 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка 1989 года, Конституцией РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года N91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", а также иными нормативными правовыми актами.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о противоречии Административного регламента, установленного органами местного самоуправления, федеральным нормативным правовым актам является несостоятельным и подлежит отклонению.
В соответствии с Административным регламентом муниципальная услуга по приёму, постановке на учёт и выдаче путёвок в учреждения дошкольного образования носит заявительный характер; комплектование образовательных учреждений производится в строгом соответствии с очерёдностью детей; первоначально учитывается наличие льготных категорий граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение путёвок; родители, не получившие путёвки на детей в текущем году, должны пройти перерегистрацию на следующий учебный год; доукомплектование дошкольных образовательных учреждений производится по мере появления свободных мест (разделы II и Ш Административного регламента).
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07 мая 2012 года N599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 февраля 2009 года N2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела следует, что 14 января 2013 года Д.К.О. обратилась в Управление образования г. Сарапула с заявлением о предоставлении её ребенку Д.Г.А., 11 июля 2011 года рождения, путёвки для определения в качестве воспитанника в МДОУ г. Сарапула. Данное заявление зарегистрировано под N4068 (в детский сад N35), под N4069 (в детский сад N40), под N4070 (в детский сад N27) (л.д.6, 73-75).
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что Администрацией г. Сарапула не представлено достаточных доказательств исполнения обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования за период с 2012 года до 2013 года, отклоняется поскольку данные обстоятельства имели место до обращения заявителя в орган местного самоуправления, а потому не затрагивают её прав и законных интересов.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и не оспаривается участниками процесса, что на момент постановки на учёт сыну Д.К.О. было менее двух лет. До дня рассмотрения дела в суде путёвка в МДОУ ему не предоставлена, в связи с отсутствием свободных мест.
Судом установлено, что в настоящее время количество мест в МДОУ на территории г. Сарапула не достаточно для обеспечения всех нуждающихся детей в возрасте до трёх лет.
Превышение количества воспитанников в детских дошкольных учреждениях более установленных норм приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (СанПин 2.4.1.3049-13, действует с 30 июля 2013 года), которыми определено допустимое количество детей в группах. Приём в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечёт нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Ребёнок заявителя в установленном законом порядке поставлен в очередь на получение путёвки в МДОУ, правом на первоочередное или внеочередное предоставление места в МДОУ не обладает, что не оспаривается заявителем.
Все права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьёй 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация заявителем конституционных прав на получение её ребёнком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее Д.Г.А. либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в МДОУ.
Судебная коллегия считает, что само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение органом местного самоуправления обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребёнка заявителя.
В силу изложенного доводы заявителя о том, что органы местного самоуправления допускают бездействие, поскольку до настоящего времени сохраняется большая очерёдность для получения путевок в МДОУ, не влияют на законность судебного акта.
Согласно материалам дела, во исполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления, Администрацией г. Сарапула за 2006-2009 годы было дополнительно введено 590 мест в дошкольных учреждениях, в 2011-2013 годы - 420 мест, за 2014 год планируется ввести дополнительно 230 мест.
Верно установив юридически значимые обстоятельства по делу и, приняв во внимание, что в предоставлении места в МДОУ ребёнку заявителя отказано не было, заявления Д.К.О. зарегистрированы в установленном порядке, и ребёнок поставлен на учёт с соблюдением требований законодательства, суд первой инстанции, с применением вышеуказанных правовых норм, пришёл к выводу, что со стороны Администрации г. Сарапула, Управления образования г. Сарапула отсутствует бездействие, принимаются определённые меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции установил, что не принятие сына заявителя в МДОУ связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее заявителя.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность решения суда и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, и сводятся, по сути, к несогласию апеллянта с выводом суда об их достаточности, к иной, нежели у суда оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего судебная коллегия не находит оснований.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, поскольку решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть чётко сформулировано, что именно постановил суд по каждому из заявленных требований, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
На данные обстоятельства обратил внимание Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении".
Между тем, не смотря на соответствующие разъяснения суда первой инстанции, заявитель не уточнила требование об обязании Администрации г. Сарапула в течение двух месяцев создать "все необходимые условия" для приёма её сына в МДОУ (л.д.36), что, в случае его удовлетворения, влечёт неисполнимость решения суда в данной части.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные доказательства; решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.К.О. - без удовлетворения.
Председательствующий судья Кричкер Е.В.
Судьи Ахкямов Р.Р.
Соловьёв В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.