Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 18 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Козловой П. Е. - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Владимире Владимирской области включить Козловой П. Е. в специальный стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с **** по **** в должности **** в **** во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца;
- с **** по **** в должности **** в **** во **** (с **** ГУЗ " ****") в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца;
- с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****", включая период нахождения в **** с **** по ****, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **** по **** - в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 мес.;
- с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****" (с **** ГУЗ Владимирской области " ****") в календарном исчислении;
- с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" в календарном исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Владимире Владимирской области назначить Козловой П. Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на нее - с ****.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Владимире Владимирской области в пользу Козловой П. Е. **** рублей в возврат расходов по уплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Владимире Жуковой А.Н., просившей об отмене решения в обжалуемой части, истца Козловой П.Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козлова П.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области о включении в специальный стаж, дающий право назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы с **** по **** в должности **** в **** во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в отделении **** во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****", включая период нахождения в **** с **** по ****, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **** по **** - в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****" в календарном исчислении; с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" в календарном исчислении, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****.
В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в назначении которой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городе Владимире Владимирской области ей необоснованно было отказано.
В судебном заседании истец Козлова П.Е. и ее представитель Уланова Т.А. поддержали заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области Жукова А.Н. иск не признала, ссылаясь на то, что включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований Козловой П.Е. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" в календарном исчислении, а также в части назначения спорной пенсии с ****, считая его в указанной части незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее, не находит оснований для отмены решения.
Решение суда в части удовлетворения требований Козловой П.Е. о включении в специальный стаж периодов ее работы с **** по **** в должности медсестры в логопедическом отделении во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в **** во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****", включая период нахождения в **** с **** по ****, за исключением периода нахождения в **** с **** по **** - в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца; с **** по **** в должности **** в **** в ГУЗ " ****" в календарном исчислении, лицами участвующими в деле не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
Рассматривая требования Козловой П.Е. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" в календарном исчислении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в указанный период истец выполняла работу в должности и учреждении, которые поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Данный вывод суда является верным.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность медицинской сестры.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" указаны "центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)"
Судом установлено, что в период с **** по **** Козлова П.Е. работала в должности медицинской сестры в приемном отделении в ГБУЗ Владимирской области " ****".
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, справкой ГБУЗ Владимирской области " ****" от **** **** и ответчиком не оспариваются (л.д. 20).
Согласно Уставу ГБУЗ Владимирской области " ****" (п. 1.1), данное учреждение создано постановлением Губернатора Владимирской области от **** **** "О создании государственных бюджетных учреждений в сфере здравоохранения Владимирской области" путем изменения типа государственного учреждения здравоохранения Владимирской области " ****" с сохранением его основных целей деятельности.
Пунктом 1.3. Устава также установлено, что учредителем и собственником имущества учреждения является Владимирская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент здравоохранения администрации Владимирской области.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной высшим органом исполнительной власти Владимирской области для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета Владимирской области.
В соответствии с разделом 2 "Цели и предмет деятельности учреждения" (п. 2.1, 2.2) Устава целью создания учреждения является оказание населению Владимирской области специализированной, в том числе высокотехнологичной, и иной медицинской помощи; основным видом деятельности учреждения является медицинская деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Также указанной нормой установлено, что медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Таким образом, в период с **** по **** Козлова П.Е. работала в должности **** в ****, являющимся медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь населению, и созданной органом исполнительной власти субъекта Владимирской области.
Таким образом, в указанный период Козлова П.Е. работала в должности и учреждении, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, такая работа подлежит включению в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требования Козловой П.Е. о включении периода ее работы с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" в специальный стаж и удовлетворил его.
Учитывая, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж лечебной деятельности Козловой П.Е. составил более 30 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ****.
Доводы жалобы о незаконности решения суда в оспариваемой части являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Пункт 8 раздела "Наименование учреждений" устанавливает льготный характер работы в центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Следовательно, основанием для соответствия конкретного учреждения учреждению, поименованному Списком, является установление факта его создания органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществление этим учреждением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что ГБУЗ Владимирской области " ****" создано высшим органом государственной власти Владимирской области, которым согласно статье 1 Закона Владимирской области "О структуре администрации Владимирской области (высшего исполнительного органа государственной власти Владимирской области)" от 27 октября 2005 года N 152-ОЗ является администрация Владимирской области.
Из материалов дела видно, что указанный **** является медицинской организацией занимающейся медицинской деятельностью, цели, задачи и функции данного **** соответствуют лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и не изменялись на протяжении всей деятельности центра.
При таких обстоятельствах, оснований для исключения периода работы Козловой П.Е. с **** по **** в должности **** в **** в ГБУЗ Владимирской области " ****" из специального стажа не имеется.
Кроме того, оспаривая включение в специальный стаж периода работы с **** по **** только по тому основанию, что в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений N 781 от 29 октября 2002 года отсутствует такое наименование учреждения как " ****", ответчик соглашается с включением судом первой инстанции в специальный стаж Козловой П.Е. периода работы с **** по **** в **** с этим же наименованием, поскольку такое наименование вышеуказанный **** имеет с ****.
Ссылка ответчика на то, что наименование учреждения, в котором работала Козлова П.Е. в период с **** по ****, соответствует наименованию медицинской организации, указанной в номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 года N 529н, также не является основанием для отмены решения суда в обжалуемой части, поскольку в данном случае существенное значение имеет соответствие наименования учреждения учреждению, поименованному Списком от 29 октября 2002 года N781, а не его указание в соответствующей номенклатуре учреждений здравоохранения.
Учитывая, что данное обстоятельство нашло свое подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в данной части.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке обстоятельств дела, установленных в суде, которым дана надлежащая оценка и к несогласию с выводами суда, в связи с чем, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в апелляционной жалобе не привел.
Руководствуясь ст. 328 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 18 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.