Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Беляковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 23 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Барановой С. Л. удовлетворить.
Включить Барановой С. Л. в специальный стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения, следующие периоды работы:
- с **** по **** в должности **** **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год работы и 3 месяца за один год работы и 1 год и 6 месяцев за один год работы;
- с **** по **** в должности **** ****, в том числе период нахождения в декретном отпуске с **** по ****, а также отпуске по уходу за ребенком с **** по ****, в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год работы и 3 месяца за один год работы и 1 год и 6 месяцев за один год работы;
- с **** по **** в должности **** **** в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и шесть месяцев;
- период нахождения в декретном отпуске с **** по **** в календарном исчислении.
Признать за Барановой С. Л. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе назначить Барановой С. Л. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения со ****.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе в пользу Барановой С. Л. судебные расходы в размере **** рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Барановой С.Л. и её представителя Кулагиной Н.Н., просивших об отклонении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранова С.Л. обратилась в суд с иском, уточненных в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы в Муромской ЦРБ в льготном исчислении (один год работы как 1 год 9 месяцев) с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** ****, в том числе период нахождения в декретном отпуске с **** по ****, а также отпуске по уходу за ребенком с **** по ****; периода работы с **** по **** в должности **** **** в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и шесть месяцев, время нахождения в декретном отпуске с **** по **** в календарном исчислении, а также о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику со ****.
В обоснование иска указала, что при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, она получила отказ, который считает незаконным.
В судебном заседании истец Баранова С.Л. и её представитель Кулагина Н.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области Владимирской области Гуреева И.Н. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на то, что указанное истцом законодательство не предусматривает суммирование льгот при исчислении специального стажа. Данная льгота введена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781. Однако должность, занимаемая истцом в спорные периоды, не поименована в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области просит решение по делу отменить в части включения в специальный стаж периодов работы в **** с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** ****, в том числе период нахождения в декретном отпуске с **** по **** и отпуске по уходу за ребенком с **** по ****, в том числе и в части применения к указанным периодам льготного порядка исчисления стажа, а также в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, считая его в этой части постановленным с нарушением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в округе Муром и Муромском районе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворения требований Барановой С.Л. о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** **** в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и шесть месяцев и времени нахождения в декретном отпуске с **** по **** в календарном исчислении, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении дела в остальной части судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Разрешая спор в остальной части и удовлетворяя исковые требования Барановой С.Л., суд правомерно исходил из установленных обстоятельств, свидетельствующих о наличии законных оснований для включения в специальный трудовой стаж истца спорных периодов работы в льготном исчислении суммарно один год работы как один год и 9 месяцев.
Данный вывод суда является верным.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, указана ****, ****.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, предусмотрены ****.
Из п. 3.3.5.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, к хирургическим отделениям стационаров отнесено ****.
Таким образом, периоды работы в должности среднего медицинского персонала (медицинской сестры палатной (постовой), медицинской сестры) в онкологических отделениях стационаров центральных районных больниц до 1 ноября 1999 года, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для назначения досрочной трудовой пенсии с учетом применения двух льгот при их исчислении - 1 год работы как один год и 3 месяца и 1 год работы как один год и 6 месяцев.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Барановой С.Л. в периоды с **** по **** и с **** по **** проходила в **** в должности **** **** и в должности **** ****.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, а также справкой ГБУЗ "Муромская городская больница N1" N471 от 2 августа 2013 года, и сторонами не оспариваются (л.д. 12, 18).
Судом также установлено и не оспаривается ответчиком, что работа Барановой С.Л. в указанные периоды проходила в сельской местности.
Таким образом, в периоды с **** по **** и с **** по **** Баранова С.Л. выполняла работу в должности и учреждении, поименованном Списком работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. При этом такая работа подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с применением двух льгот: один год работы в сельской местности как один год работы и 3 месяца и один год работы в отделении стационара хирургического профиля как один год работы и 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требований истца в части включения в специальный стаж периодов ее работы с **** по **** и с **** по **** в специальный стаж, дающий право на спорную пенсию, с учетом исчисления данных периодов с применением двух льгот, установленных Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, и удовлетворил их.
Выводы суда подтверждены имеющимися по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, является необоснованным, поскольку наименование должности и наименование учреждения, в котором работала Баранова С.Л. в указанное время, включены в номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и номенклатуру лечебно-профилактических учреждений, то есть относятся соответственно к среднему медицинскому персоналу и лечебно-профилактическим учреждениям, работа в которых согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, дает право на спорную пенсию.
Утверждение в жалобе о том, что Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 не предусматривает суммирование льготного порядка исчисления стажа (с учетом двух льгот), является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного Постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Также, ныне действующее законодательство, а именно, абзац 4 пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям применительно только к смешанному стажу (за работу в городе и селе).
Из материалов дела следует, что весь период работы Барановой С.Л. в система здравоохранения протекал в сельской местности и в городе, то есть, Баранова С.Л. до **** года имеет смешанный стаж работы, поскольку ее работа с **** по **** и с **** по **** проходила в ****, расположенной в поселке ****, который находился в сельской местности. Упразднение поселка **** было произведено **** и на основании **** от **** территория поселка была включена в состав ****, соответственно с **** по **** работа Барановой С.Л. в должности **** **** проходит в городе ****.
С учетом изложенного, а также разъяснений, Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30 (п. 19), согласно которым по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до **** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, периоды работы истицы с **** по **** и с **** по **** подлежат зачету с применением обеих вышеуказанных льгот, учитывая, что само Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 не исключает возможность их одновременного применения.
В спорный период работы в **** (впоследствии ****) истец находилась в **** с **** по ****, а также в отпуске по уходу за ребенком с **** по ****.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и засчитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста во время действия приведенных выше Законов подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В связи с чем, периоды нахождения Барановой С.Л. в **** и **** с **** по **** и с **** по **** соответственно, обоснованно включены в специальный стаж в том же порядке что и работа, в период которой указанные отпуска были предоставлены истцу.
Учитывая, что на **** специальный стаж лечебной деятельности Барановой С.Л. составил более требуемых 30 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с указанной даты.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 328 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муромского городского суда Владимирской области от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.