Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е..,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 января 2014 года дело по апелляционной жалобе истца Чернышёва А.Н. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
Чернышёву А. Н. в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Александровском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Чернышёва А.Н. и его представителя адвоката Тюфяевой Е.В., просивших об отмене решения, представителя ответчика Борисовой А.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышёв А.Н. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Александровском районе Владимирской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по подп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в **** году и за ****- **** годы, а также просил назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ****.
В обоснование своих требований указал, что в период с **** по **** был занят на полевых работах в составе ****. В указанное время ему были предоставлены оплачиваемые отпуска, которые ответчиком необоснованно исключены из специального стажа, в связи с чем, его специальный стаж составил менее требуемого, чем ограничено его право на досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании истец Чернышёв А.Н. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Александровском районе Владимирской области Борисова А.Н. и Королева Т.А. возражали против удовлетворения заявленных истцом требований, сослались на то, что действующим законодательством включение указанных истцом периодов отпусков в специальный стаж не предусмотрено.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Чернышёв А.Н. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее, не находит оснований для отмены решения.
Рассматривая требования Чернышёва А.Н. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующее пенсионное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, устанавливает особый порядок подсчета стажа на полевых работах, и не предусматривает включение времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в специальный стаж при продолжительности работы менее 6 месяцев, если такие отпуска предоставлялись вне периодов выполнения полевых работ.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, руководителей и специалистов, занятых в экспедициях, партиях, отрядах на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, гидрографических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11 июля 2002 года N 516.
По общему правилу, установленному п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исключением из указанного правила являются периоды работы на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах, которые согласно п. 7 указанных Правил, учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
Критериями, определяющими право на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае, являются: занятость на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работ; выполнение указанных работ в полевых условиях в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или на участке.
Полевые условия - это особые условия производства работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих, и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
Положением о выплате полевого довольствия работникам, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденным Постановлением от 4 июня 1986 года N 209/12-66 Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (п. 1) предусмотрено, что полевое довольствие выплачивается в целях компенсации повышенных расходов работников отрядов, участков, нефтегазоразведок, партий и экспедиций и приравненных к ним организаций за время проведения в районе их деятельности полевых геолого-разведочных, топографо-геодезических и связанных с ними работ по обеспечению выполнения заданий, содержащихся в их планах и проектах работ.Пунктом 7 указанного Положения установлено, что полевое довольствие не выплачивается работникам за время нахождения в ежегодном отпуске и на санаторно-курортном лечении.
Таким образом, право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ связано с воздействием на работника неблагоприятных факторов, выражающихся в осуществлении работы в необустроенных бытовых условиях, и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. При этом, в качестве особой гарантии установлено право этих работников, занятых на такой работе более 6 месяцев в календарном году, на включение в специальный стаж временного периода равного одному году.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что в период с **** по **** Чернышёв А.Н. работал в ****.
Согласно уточняющей справке ФГУГП Гидроспецгеология филиал "Гидрогеологическая экспедиция N 30" **** от ****, Чернышёв А.Н. участвовал в технологическом процессе геологоразведочных работы и был занят на полевых геологоразведочных работах полный рабочий день:
- в **** году - 3 месяца 28 дней;
- в **** году - 4 месяцев 3 дня;
- в **** году - 4 месяца 6 дней;
- в **** году - 3 месяца 17дней;
- в **** году - 4 месяца;
- в **** году - 4 месяца 29 дней;
- в **** году - 3 месяца 16 дней;
- в **** году - 4 месяца 11 дней;
- в **** году - 4 месяца 11 дней;
- в **** году - 4 месяца 16 дней;
- в **** году - 4 месяца 11 дней;
- в **** году - 5 месяцев 26 дней;
- в **** году - 3 месяца 29 дней;
- в **** году - 2 месяца 11 дней.
В связи с чем, указанное время работы учтено по фактической продолжительности, что соответствует требования п. 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11 июля 2002 года N 516.
В указанные годы Чернышёву А.Н. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска:
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 12 рабочих дней;
- в **** году - 12 рабочих дней;
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 24 рабочих дня;
- в **** году - 28 календарных дней;
- в **** году - 28 календарных дней;
- в **** году - 28 календарных дней;
- в **** году - 28 календарных дней;
- в **** году - 30 календарных дней;
- в **** году - 30 календарных дней.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что указанные дни отпуска предоставлялись в периоды, когда Чернышёв А.Н. не был занят на льготной работе, то есть, не работал в условиях неблагоприятных факторов.
Следовательно, оплата труда истца за указанные периоды производилась в обычном режиме без учета компенсационных выплат за работу в особых условиях, то есть за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков истцу не производилось начисление и выплата полевого довольствия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что время нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в **** году и ****- **** годах не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, и обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о включении спорных периодов нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в специальный стаж.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11 июля 2002 года N 516, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основана на ошибочном толковании пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Между тем, порядок исчисления специального стажа в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях следует производить с учетом положений, закрепленных в п. 7 названных Правил.
При фактическом учете отработанного времени для досрочной пенсии по старости суммируются полные рабочие дни на соответствующих работах. В отличие от постоянной занятости в этом случае в льготный стаж не засчитываются ежегодные оплачиваемые отпуска и периоды временной нетрудоспособности.
Включение в специальный стаж по указанному основанию времени работы от 6 месяцев до 1 года как один год работы является исключением из общего правила исчисления специального стажа. В этой связи, занятость на льготной работе менее 6 месяцев не предполагает учета времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, поскольку в указанное время работник не подвергается воздействию неблагоприятных факторов, с наличием которых связано право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, и не получает компенсационные выплаты (полевое довольствие) за особые условия труда.
При таких обстоятельствах, требование о включении в специальный стаж спорных периодов нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая, что по состоянию на **** специальный стаж Чернышёва А.Н. без учета времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпуска в **** году, ****- **** годах, составит 11 лет 10 месяцев 25 дней, что не дает ему права на досрочную трудовую пенсию по старости, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о назначении ему спорной пенсии с указанной даты.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Владимирской области от 31 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чернышёва А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.