Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по Владимирской области Сазонкиной Ю.А. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Дронь А. А.ча к УМВД России по Владимирской области удовлетворить.
Взыскать с УМВД России по Владимирской области в пользу Дронь А.А. недополученную сумму пенсии за период с **** по **** с учетом индексации за период с **** по **** в размере ****, судебные расходы в сумме ****.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УМВД России по Владимирской области Сазонкиной Ю.А., просившей об отмене решения, истца Дронь А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дронь А.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Владимирской области о перерасчете пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с **** по ****, взыскании недоплаченной пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию за вышеуказанный период с учетом индексации по **** в общей сумме **** и судебных расходов в сумме ****.
В обоснование иска указал, что был уволен с военной службы и получает пенсию в УМВД России Владимирской области с 1995 года. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 с 1 июля 1999 года повышены оклады по воинским званиям. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года пунктом 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года признан не соответствующим абзац 2 пункт 2 статья 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Полагал, что в этом случае оклады по воинским званиям должны быть повышены с 1 января 1999 года, а не с 1 июля 1999 года (как произвел ответчик).
В ходе рассмотрение дела истец отказался от требований о взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации в общей сумме ****. Определением суда от 18 ноября 2013 года производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании истец Дронь А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика УМВД России по Владимирской области Сазонкина Ю.А. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что выплата пенсии истцу в спорный период производилась в соответствии с действующим законодательством с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72. Оснований для иного расчета пенсии истца не имелось.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Владимирской области Сазонкина Ю.А. просит решение суда отменить.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, и возражения на нее, не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Дронь А.А. требования, суд первой инстанции правильно руководствовался ст.ст. 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и учитывал, что пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию; назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Таким образом, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Из дела видно, что Дронь А.А. уволен с военной службы **** в воинском звании " ****" и с **** года получает пенсию за выслугу лет (л.д. 25-26).
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федеральных законов от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ, от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. "б" ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан недействительным (незаконным) как не соответствующий абзацу 2 пункта 12 ст. 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно положениям которой оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 1 января 1999 года окладов по воинским должностям.
Из расчета задолженности по выплате пенсии, представленного ответчиком и не оспоренного истцом, следует, что размер пенсии Дронь А.А. на **** составлял **** (л.д. 20).
Согласно показателю расчета пенсии истца размер оклада по должности с **** по **** составлял ****, в то время как размер оклада по званию оставался на уровне ****, при том, что должен был составлять минимум **** (л.д. 20, 27).
С учетом увеличения оклада по воинскому званию в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ размер пенсии истца должен составлять **** (оклад по должности **** + оклад по званию **** + продпаек **** + надбавка за выслугу лет в размере ****% от суммарного выражения оклада по должности и оклада по званию **** = **** х 53 %).
При этих обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что военкомат в период с **** по **** не доплачивал Дронь А.А. пенсию, и правильно взыскал задолженность, при этом ежемесячная недоплата (с учетом увеличения оклада по воинскому званию) в вышеуказанный период составляла **** ( **** - ****) х 6 = ****.
Согласно ч. 2 ст. 58 этого же Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за все спорные периоды.
Недоплаченные суммы в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права Дронь А.А. на полное и своевременное возмещение пенсии за выслугу лет.
Выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
В соответствии с разделом Х п. 5 "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами ... " (утв. Постановлением Госкомстата РФ N 23 от 25 марта 2002 года) расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) производится с месячной периодичностью.
При расчете недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** к недополученным истцом своевременно суммам применены индексы потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, за период с **** по ****, в связи с чем, с ответчика, согласно произведенному судом и не оспоренному сторонами расчету, а также, с учетом требований самого истца, который просит взыскать с ответчика ****, подлежит взысканию задолженность в размере ****.
Судебная коллегия соглашается с произведенным судом расчетом, который сторонами не оспаривается, оснований считать его ошибочным не имеется.
Доводы жалобы о необоснованности требований истца о взыскании недополученной пенсии со ссылкой на положения Конституции РФ и Постановления Конституционного Суда РФ отвергаются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Гражданского кодекса РФ и ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ подлежал применению судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ, ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72.
Безосновательна и ссылка ответчика на судебные акты, постановленные по другим (конкретным) делам и основанные на иных фактических обстоятельствах, которые не образуют какой-либо преюдиции. Кроме того, прецедентное право в России не применяется.
Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в своей апелляционной жалобе не привел.
Руководствуясь статьей 328, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УМВД России по Владимирской области Сазонкиной Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.