Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Волошиной Е.В., Порохового С.П.
при секретаре Козаченко Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2014 года гражданское дело по иску Матюшкова В. Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, включении в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя истца Петрова А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матюшков В.Ф. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, включении в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в Вооруженных силах РФ, после увольнения проживал в закрытом военном городке "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени сертификат ему не предоставлен. Из сообщений ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" следует, что истец с членами своей семьи утратил право на получение государственного жилищного сертификата и исключен из списка кандидатов на получение сертификата, поскольку распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года N военный городок N, место дислокации "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков. Полагал, что его право на получение государственного жилищного сертификата возникло в ДД.ММ.ГГГГ и исключение военного городка из перечня закрытых в ДД.ММ.ГГГГ не исключает его право на получение сертификата по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов). В связи с чем, просил удовлетворить заявленные требования.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. За Матюшковым В.Ф. признано право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности с даты принятия на учет - ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека. На ФГКУ "Востокрегионжилье" возложены обязанности восстановить Матюшкова В.Ф. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, и включить его в сводный список граждан - получателей государственного жилищного сертификата по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ, а также выдать Матюшкову В.Ф. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека в порядке очередности.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что истец не отвечает требованиям п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N, поскольку военный городок исключен из списка закрытых. Данное условие не поставлено в зависимость от даты включения заявителей в список граждан - участников подпрограммы. При этом правовое значение имеет наличие указанных условий и оснований на момент реализации права, а не на момент признания лиц кандидатами на получение государственного жилищного сертификата. Одновременно указывает, что истец также не имеет права на получение сертификата, поскольку был уволен до ДД.ММ.ГГГГ и подлежал постановке как нуждающийся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления. Вместе с тем, после увольнения истец не изъявил желания на получение государственного жилищного сертификата по линии Министерства обороны РФ. В настоящий момент истец с членами своей семьи проживает по прежнему месту жительства в жилом помещении, а следовательно, истец обеспечен жильем за счет жилищного фонда Министерства обороны РФ.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В заседание судебной коллегии представитель истца Петров А.С. просит решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом акта.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Матюшков В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы с зачислением в запас.
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части N Матюшкову В.Ф. на состав семьи 3 человека был выдан ордер на право занятия служебного жилого помещения в военном городке в "адрес", в котором истец зарегистрирован и проживает по настоящее время.
Из поквартирной карточки следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Матюшков В.Ф. (наниматель), ФИО7 (жена), ФИО8 (дочь), ФИО9 (внук). Квартира принадлежит жилому фонду Министерства обороны РФ.
Военный городок N в "адрес" был включен в перечень закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 года N
Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ N заседания жилищной комиссии войсковой части N, списку граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ, Матюшков В.Ф. с составом семьи 3 человека включен в состав участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков, избранным местом жительства указан Приморский край, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Матюшков В.Ф. изъявил желание участвовать в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата в период действия статуса закрытого военного городка.
Из сообщений ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что Матюшков В.Ф. с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве гражданина, изъявившего желание получить государственный жилищный сертификат по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка и был включен в список кандидатов на получение сертификата по избранному месту жительства. Однако в настоящий момент исключен из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, поскольку распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года N закрытый военный городок N с местом дислокации "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем основания для предоставления государственного жилищного сертификата отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с вышеназванными требованиями.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным ст.7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п.4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 года N, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п.5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N (с последующими изменениями и дополнениями).
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение государственного жилищного сертификата в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении государственного жилищного сертификата на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении государственного жилищного сертификата, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, в случае их согласия, должны сохранять право на получение государственного жилищного сертификата, так как такие граждане имели право на получение государственного жилищного сертификата и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.
По смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч.2 ст.55 Конституции РФ прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Матюшков В.Ф. с учетом членов своей семьи имел право на получение указанного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка и это право не утратил, поскольку не был обеспечен государственным жилищным сертификатом по независящим от него причинам и, проживая в служебном жилом помещении, является нуждающимся в жилом помещении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2013 года, по иску Матюшкова В. Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Е.В. Волошина
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.