Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Шемякиной О.Т., Моргунова Ю.В.,
при секретаре Задорожной М.П.,
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2014 года апелляционную жалобу представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Чечерина А. Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании право на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в списке очередников, нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя ответчика Горбуновой Н.В., Чечерина А.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чечерин А.Г. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным решение комиссии о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании право на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в списке очередников, нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.
В обоснование требований указал, что проходил службу в Государственной противопожарной службе в федеральном государственном казенном учреждении "Отряд федеральной противопожарной службы по Еврейской автономной области" с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга на момент увольнения по статье 58 п. "Б" Положения о службе в органах внутренних дел РФ, составляет в календарном исчислении "данные изъяты", в льготном исчислении "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Главного управления МЧС России по ЕАО рассмотрен рапорт о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент рассмотрения рапорта он был зарегистрирован в общежитии, принадлежащем УВД по Еврейской автономной области, по "адрес" с жилой площадью "данные изъяты" с женой и двумя детьми. На каждого проживающего приходилось 5,5 кв.м жилой площади, что не соответствовало учетной норме площади жилого помещения, в связи с чем жилищной комиссией ГУ МЧС России по ЕАО был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и снят с учета в мэрии города Биробиджана.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ N включен в список кандидатов на получение жилищного сертификата по избранному месту жительства при увольнении из системы МЧС России.
На сегодняшний день в собственности жилых помещений для постоянного проживания не имеет. Для рассмотрения вопроса о получении государственного жилищного сертификата учетное дело направлено в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
ДД.ММ.ГГГГ он получил выписку из протокола заседания комиссии Дальневосточного филиала от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что решением комиссии в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N он снят с учета сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению жилым; помещением для постоянного проживания и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из состава граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Данное решение считает незаконным по следующим основаниям.
Просил суд решение жилищной комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным. Признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата. Восстановить в списке очередников, нуждающихся в получении жилищного сертификата. Обязать ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" выдать государственный жилищный сертификат.
В судебном заседании Чечерин А.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 сентября 2013 года исковые требования Чечерина А.Г. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным решение комиссии Дальневосточного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилья Чечерина А.Г., исключении из состава граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Признать за Чечериным А.Г. право на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" восстановить Чечерина А.Г. в списке очередников, нуждающихся в получении жилья.
Обязать ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", выдать Чечерину А.Г. социальную выплату (жилищную субсидию, субсидию) для приобретения жилого помещения удостоверенную государственным жилищным сертификатом на состав семьи один человек
В апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить в связи с нарушением норм действующего законодательства и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Чечерину А.Г. в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что истец до ДД.ММ.ГГГГ на учет уполномоченными органами МЧС России не принимался, следовательно, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, и следовательно, подлежать обеспечению социальной выплатой, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Указывает на то, что с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", МЧС России, равно и его подразделения после 01 марта 2005 года не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Постановка Чечерина А.Г. ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся по месту прохождения службы в ГУ МЧС России по ЕАО была осуществлена незаконна, поскольку полномочия территориальных органов МЧС России по постановке сотрудников ГПС ФПС МЧС России после ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовым актом не предусмотрена.
В судебном заседании представитель ответчика Горбунов Н.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Чечерин А.Г. с жалобой не согласен, пояснил, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, Чечерин А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в 1 пожарной части ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО".
Согласно справка Мэрии г. Биробиджана N от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Чечерин А.Г. и члены его семьи Чечерина О.В., ФИО1, ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет, номер очереди 299 (л.д. 10).
Как следует из справки ФГКУ "Отряд ФПС по Еврейской автономной области" от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа от ДД.ММ.ГГГГ N ФГКУ "Отряд ФПС по Еврейской автономной области" с ДД.ММ.ГГГГ Чечерин А.Г. уволен по ст. 58 п. "Б" Положения о прохождении службы в ОВД РФ (по достижению предельного возраста).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ N Чечерин А.Г. принят на учет очередников из числа военнослужащих и сотрудников ГУ МЧС России по ЕАО, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 16).
Жилищной комиссией ГУ МЧС России по ЕАО ДД.ММ.ГГГГ принято решение ходатайствовать перед командованием Дальневосточного регионального центра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о включении прапорщика Чечерина А.Г. в список кандидатов на получение жилищного сертификата по избранному месту жительства при увольнении из МЧС России по достижению предельного возраста пребывания на службе (л.д. 18-19).
Решением заседания комиссии Дальневосточного филиала МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ и руководствуясь приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено снять Чечерина А.Г. с учета сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению жилым помещением для постоянного проживания. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 Чечерин А.Г. исключен из состава граждан-участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д. 6-7).
Вопросы обеспечения жильем лиц, увольняемых со службы, определяются "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади. Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
По данному делу - это Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской Автономной области, которое имело и в настоящее время имеет право ставить на учет на получение жилых помещений своих сотрудников, в том числе и уволенных со службы.
Из вышеприведенных норм Правил следует, что решение жилищной комиссии о постановке на учет Чечерина А.Г., в качестве нуждающегося в получении жилого помещения полностью соответствовало установленному Правилами единому порядку постановки на очередь нуждающихся в жилых помещениях и не противоречило нормам Жилищного Кодекса РФ.
Принимая решение о снятии Чечерина А.Г. с учета нуждающихся в получении жилого помещения, жилищная комиссия сослалась на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, указав, что в связи с в ведением Жилищного кодекса РФ, Чечерин А.Г. подлежит снятию с учета, поскольку приняты на учет после 1 марта 2005 года и в связи с увольнением истца со службы.
Однако, п.26 Правил не предусматривает такого основания снятия с очереди на получение жилых помещений как увольнение и введение в действие Жилищного кодекса РФ. Не содержит такого основания и статья 56 Жилищного кодекса РФ.
Пункт 2 ч.1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, указанный в решении жилищной комиссии, предусматривает снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В данном случае эта норма права применению не подлежит, поскольку до настоящего времени Чечерин А.Г. жилым помещением не обеспечен, нуждается в получении жилья. ГУ МЧС России по Еврейской автономной области, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, обязано вести учет граждан, подлежащих увольнению после 01 марта 2005 года.
В связи с изложенным, обжалуемое решение жилищной комиссии не соответствует закону, Чечерин А.Г. подлежит восстановлению в очереди на получение жилья.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности выдать жилищный сертификат, суд принимает во внимание п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, согласно которого, выдачу сертификатов осуществляют: а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 указанных Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с п.п.а п. 5 Правил к одной из категорий лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы являются сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Судом установлено, что Чечерин А.Г. отвечает требованиям, указанным в п.п. "а" п. 5 Правил.
Он являлся сотрудником ФГКУ "Отряд ФПС по Еврейской автономной области" и уволен по ст. 58 п. "Б" Положения о прохождении службы в ОВД РФ (по достижению предельного возраста).
Как следует из справки ФГКУ "Отряд ФПС по Еврейской автономной области" от ДД.ММ.ГГГГ года N, приказа от ДД.ММ.ГГГГ N ФГКУ "Отряд ФПС по Еврейской автономной области" Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 19 лет 04 месяца 28 дней, в льготном исчислении 28 лет 00 месяцев 21 день (л.д. 13, 14).
Как следует из материалов дела, Чечерин А.Г. за период прохождения службы жильем по договору социального найма не обеспечивался. На момент его принятия ДД.ММ.ГГГГ на учет сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению жилым помещением для постоянного проживания он был зарегистрирован в общежитии, принадлежащем УВД по ЕАО по "адрес" жилой площадью "данные изъяты", с супругой и двумя детьми.
За период прохождения службы Чечерин А.Г. жильем не обеспечивался и до февраля 2013 года продолжал находиться на учете сотрудников ФПС, нуждающихся в получении жилого помещения и в составе граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N другого жилого помещения, в том числе на праве собственности Чечерин А.Г. не имеет.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений", увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В связи с этим, юридически значимым и имеющим определяющее значение обстоятельством в данном случае является само наличие у истца нуждаемости в обеспечении жильем по месту службы, которое было должным образом выражено, но осталось не реализованным по независящим от него причинам.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
При таких обстоятельствах Чечерин А.Г. имеет право быть включенным в состав участников подпрограммы с момента подачи им рапорта.
Во исполнение приказа МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 1 октября 2011 года на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий" возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N1536-р создано Федеральное казённое учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - путем изменения типа существовавшего ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России.
В соответствии с п. 2.2 Устава - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (ответчик по иску) осуществляет постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано возложил на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обязанность выдать Чечерину А.Г. государственный жилищный сертификат на состав семьи 1 человек.
Доводы жалобы о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года нормативно-правовым актом не предусмотрена, о том, что после введения в действие Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года учет нуждающихся в жилых помещениях был передан в ведение органов местного самоуправления, а в Управлении ведется лишь учет лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях, несостоятельны, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных фактических обстоятельствах, иной оценке собранных по делу доказательств и оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, является законным и обоснованным, и, по вышеизложенным основаниям, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые выводы суда не опровергают, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Чечерина А. Г. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании право на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в списке очередников, нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" без удовлетворения.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Шемякина О.Т.
Моргунов Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.