Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Мороз И.Г.
Судей Порохового С.П., Герасимовой О.В.
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 года в городе Хабаровске гражданское дело по заявлению Рыжовой Е. С. о признании действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий транспортного средства неправомерными и возложении обязанности восстановить регистрацию,
по апелляционной жалобе представителя Рыжовой Е.С. - Шматкова С.А. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Рыжова Е.С. обратилась в суд с заявлением о признании действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий транспортного средства неправомерными и возложении обязанности восстановить регистрацию. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли - продажи приобрела транспортное средство "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которое ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско - Гаванскому району. ДД.ММ.ГГГГ данное транспортное средство было снято с учета для отчуждения и выдан транзит N. В связи с износом при эксплуатации данная автомашина требовала замены рамы, в связи с чем, по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена рама и ДД.ММ.ГГГГ РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско - Гаванскому району произведена регистрация замены "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ ею также было приобретено транспортное средство "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, которое ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрирована в РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско - Гаванскому району. В связи с износом при эксплуатации данная автомашина требовала замены рамы, в связи с чем, предыдущий собственник транспортное средства ФИО7 приобрел ДД.ММ.ГГГГ раму N. ДД.ММ.ГГГГ РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско - Гаванскому району была произведена регистрация замены рамы "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по Советско - Гаванскому району регистрационные действия с транспортными средствами "данные изъяты" аннулированы на основании пункта 4 Постановление Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 года с изменениями Постановления Правительства РФ N 870 30 августа 2012 года "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
Решение об аннулировании регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ не содержит оснований, при которых не подлежат регистрации транспортные средства, указанные в пункте 3 Правил регистрации автомототранспортных средств утвержденный Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктами 1, 2 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм с этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 года N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" установлен порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные,, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, а также порядок исчисление, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм с этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 года N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" не применяются в отношении транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) выданы до 1 сентября 2012 года. Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора не предусмотрен утилизационный сбор в отношении ввозимых на территорию РФ запасных частей.
В возражениях на заявление Рыжовой Е.С. представителем ОМВД России по Советско-Гаванскому району Ефанова Е.В. указала, что автомобиль с другой установленной рамой, является продуктом самостоятельной сборки из отдельных узлов и агрегатов, не имеющим соответствующего документа о допуске транспортного средства к участию в дорожном движении на территории РФ, требующим проведения обязательной сертификации или декларирования соответствия, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. Выданные таможенным органом декларации не являются документом подтверждения соответствия качества.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2013 года в удовлетворении заявления Рыжовой Е.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Рыжовой Е.С. - Шматков С.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, в связи с тем, что при ввозе на территорию РФ шасси с установленным двигателем для моторных транспортных средств уплата утилизационного сбора не предусмотрена. Указанные в заявлении шасси транспортных средств были ввезены на территорию РФ как запасные части, прошли все предусмотренные законом процедуры таможенного оформления и были выпущены без ограничений для использования по своему прямому назначению. Техническим экспертом ФИО2 установлено, что работы по замене кузова произведены качественно и в полном объеме. Согласно диагностической карты автомобили технически исправны, соответствуют требованиям безопасности и пригодны для эксплуатации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ОМВД России по Советско-Гаванскому району Ефанова Е.В. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям законности и обоснованности вынесенного судом решения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Рыжовой Е.С. - Денисенко В.В., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 4 названного Закона также предусмотрено, что после внесения изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008г., содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.
Согласно п.8 Правил в редакции Приказа МВД России от 07.08.2013г. N 605 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции установлено, что согласно паспорту транспортного средства серии N Новоселовой (Рыжовой) Е.С. принадлежит автомобиль "данные изъяты".
Согласно регистрации на товары "данные изъяты" было ввезено на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Новоселовой (Рыжовой) Е.С. и индивидуальным предпринимателем Рыжаковым А.В. был заключен договор купли-продажи шасси "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району была произведена регистрация замены рамы "данные изъяты" на раму "данные изъяты"
Согласно паспорту транспортного средства серии N Новоселовой (Рыжовой) Е.С. принадлежит автомобиль "данные изъяты"
Согласно декларации на товары шасси N было ввезено на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Новоселовой (Рыжовой) Е.С. и индивидуальным предпринимателем Рыжаковым А.В. был заключен договор купли-продажи шасси (рамы) N "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району была произведена регистрация замены рамы "данные изъяты" на раму "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ автомобиль " "данные изъяты" N, рама "данные изъяты" снят с регистрационного учета.
ДД.ММ.ГГГГ на основании проведанной проверки ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району регистрационные действия транспортных средств аннулированы.
Отказывая в удовлетворении заявления, судом обоснованно указано, что регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебного решения, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в этой части правильными, а доводы апелляционной жалобы о том, что на автомобили имеются диагностические карты, не подтверждают их безопасность, несостоятельны по следующим основаниям. Процедура удостоверения соответствия транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720 в редакции от 15июля 2013г. Согласно Техническому регламенту (п.п. 66-75) документом, удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям регламента является Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованной испытательной лабораторией после составления заключения, содержащего мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки.
Кроме того, Техническим регламентом установлена процедура соответствия типов транспортных средств (шасси), которая осуществляется перед выпуском их в обращение, она проводится в форме одобрения типа (п.п. 16-18). В пункте 17 установлено, что оценку соответствия в форме одобрения типа осуществляют органы по сертификации, заключившие соглашения о сотрудничестве с техническими службами, проводящими испытания по комплексу Правил ЕЭК ООН в соответствии с приложением N к настоящему техническому регламенту.
Заявителем не представлены заключения о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности в соответствии с требованиям постановления Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720. Поскольку внесенные изменения в конструкцию транспортного средства не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вывод суда о законности аннулирования регистрационных действий в отношении транспортных средств Рыжовой Е.С. является правильным.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о правомерности аннулирования регистрационных действий транспортных средств Рыжовой Е.С. в связи с заменой рамы (шасси) по мотиву неуплаты утилизационного взноса на транспортное средство по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1); виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 г. в редакции Постановления Правительства РФ от 30 августа 2012г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
Пунктом 4 названного Постановления установлено, что изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска к их эксплуатации на территории РФ.
В соответствии с абзацами 3, 5, 7 названного пункта Постановления Правительства РФ изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора и если при изменении регистрационных данных, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
В целях реализации названного выше постановления МВД России и ГТК России издано совместное письмо N N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении таможенного оформления и регистрации номерных агрегатов", согласно которому таможенным органам, уполномоченным ГТК России на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, при производстве таможенного оформления номерных агрегатов к транспортным средствам (классифицируемых в товарной позиции 8707 ТН ВЭД России (кузов, кабина, двигатель, блок двигателя) предписано выдавать карточку номерного агрегата, оформленную по установленному образцу.
На подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России этим же письмом возложена обязанность производить регистрацию номерных агрегатов к транспортным средствам на основании оформленной таможенными органами грузовой таможенной декларации или карточки номерного агрегата и таможенного приходного ордера (если производилась уплата таможенных платежей) при ввозе на территорию Российской Федерации номерных агрегатов транспортных средств.
Как видно из материалов дела декларации на "шасси с установленным двигателем для моторных транспортных средств" выдана и оформлена таможенным органом ФИО1., который в свою очередь, продал их Рыжовой Е.С. Заявителем в установленном законом порядке лист к декларации предъявлен в целях регистрации замены кузова на принадлежащих ему автомобилях.
Ссылки представителя ОМВД по Советско-Гаванскому району на положения абз. 7 п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", судебная коллегия не принимает.
Согласно данной норме регистрация не осуществляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, номерные агрегаты не поименованы в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в связи с чем ФИО1., осуществивший ввоз номерных агрегатов в Российскую Федерацию, утилизационный взнос не уплачивал и на него такая обязанность Федеральной таможенной службой, на которую возложены функции по взиманию утилизационного взноса, не возлагалась.
На основании изложенного, подлежит исключению из решения суда выводы о законности действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району, аннулировавшему регистрацию транспортных средств Рыжовой Е.С. по мотиву отсутствия отметки в паспорте транспортного средства об уплате утилизационного сбора.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая, что решение РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрации транспортных средств Рыжовой Е.С. ввиду непредставления заявителем документа, удостоверяющего соответствие автомобиля установленным требованиям безопасности дорожного движения, принято в пределах компетенции данного регистрирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявления Рыжовой Е.С. не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2013 года по заявлению Рыжовой Е. С. о признании действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий транспортного средства неправомерными и возложении обязанности восстановить регистрацию - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рыжовой Е.С. - Шматкова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.Г. Мороз
Судьи С.П. Пороховой
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.