Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Шиловой О.М., Ющенко И.К.,
при секретаре Куксенко А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2014 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2013 года,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения помощника транспортного прокурора Марченко Ю.Н., представителя ОАО "РЖД" Гожа А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" об обязании совершить определенные действия, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности движения на участке обслуживания Советско-Гаванской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", было обнаружено нарушение- просрочен капитальный ремонт пути, проводимый 1 раз в 18 лет, по следующим перегонам, что создает опасность возникновения транспортных и экологических происшествий, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт по перегонам (станциям): по станции Тумнин на протяжении от 2 (с 60-го метра) пикета 340км. по 10 пикет 340 км. (за исключением 60 метров 2-го пикета 340 км.) всего 840 метров; на перегоне между станциями Хуту - Имбо на протяжении 2 км. от 1 пикета 366 км. по 10 пикет 367 км.; по станции Совгавань- Сортировочная на протяжении 1,575 км. от 6 пикета 441 км. до 2 пикета 443 км; по станции Десна на протяжении 0,4 км от 5 пикета 456 км до 9 пикета 456 км; на перегоне между станциями Десна - Совгавань - Город на протяжении 1,75 км. от 1 пикета 460 км до 8 пикета 461км; по станции Чепсары на протяжении 1 км от 1 пикета 390 км. до 10 пикета 390 км; на перегоне между станциями Токи- Ванино на протяжении 0,838 км от 1 пикета 425 км до 8 пикета 425 км; на перегоне между станциями Токи-Ванино на протяжении 7 км 100м от 1 пикета 425 км до 10 пикета 432 км (за исключением 900 м с 6-го пикета 431 км по 5 пикет 432 км.); на перегоне между станциями Тумнин - Хуту на протяжении 5 км от 1 пикета 361 км до 10 пикета 365 км.; на перегоне между станциями Тумнин-Хуту на протяжении 5,75 км от 3 пикета 355км до 10 пикета 360 км, ; на перегоне между станциями Орочи- Чепсары на протяжении 9 км от 1 пикета 381 км до 10 пикета 389 км;по станции Ландыши на протяжении 0,7 км от 1 пикета 404 км до 7 пикета 404 км; на перегоне между станциями Имбо- Орочи на протяжении 3,757 км от 3 пикета 377 км до 10 пикета 380 км; на перегоне между станциями Чепсары - Монгохто на протяжении 8,35 км от 1 пикета 391 км до 3 пикета 399км; на станции Ванино - Новый район на протяжении 0,4 км от 1 пикета 437 км до 5 пикета 437 км.
Определением Ванинского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2013 года производство по делу было прекращено в части признания незаконными бездействия ответчика по просрочке капитального ремонта путей, в части требований о проведении капитального ремонта по станции Тумнин с 1 пикета 340 км по 2 пикет 340 км на расстоянии 60 м, а всего 160 м и с 6 пикета 431 км по 5 пикет 432 км на перегоне ст. Токи-Ванино, в связи с отказом истца от части требований.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2013 года на ответчика возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт по перегонам (станциям): по станции Тумнин на протяжении 2 пикета 340 км по 10 пикет 340 км ( за исключением 60м 2-го пикета 340км) всего 840 метров; на перегоне между станциями Хуту- Имбо на протяжении 2 км от 1 пикета 366 км по 10 пикета 367 км; по станции Совгавань - Сортировочная на протяжении 1,575 км от 6 пикета 441 км до 2 пикета 443 км; по станции Десна на протяжении 0,4 км от 5 пикета 456 км до 9 пикета 456 км; на перегоне между станциями Десна - Совгавань- Город на протяжении 1,75км от 1 пикета460 км до 8 пикета 461 км; по станции Чепсары на протяжении 1 км от 1 пикета 390 км до 10 пикета 390км; на перегоне между станциями Токи- Ванино на протяжении 0,838 км от 1 пикета 425 км до 8 пикета 425 км; на перегоне между станциями Токи- Ванино на протяжении 7 км 100 м от 1 пикета 425 км до 10 пикета 432 км ( за исключением 900 м с 6-го пикета 431 км по 5 пикет 432 км); на перегоне между станциями Тумнин - Хуту на протяжении 5 км от 1 пикета 361 км до 10 пикета 365 км; на перегоне между станциями Тумнин - Хуту на протяжении 5,75 км от 3 пикета 355 км до 10 пикета 360 км; на перегоне между станциями Орочи-Чепсары на протяжении 9 км от 1 пикета 381 км до 10 пикета 389 км; по станции Ландыши на протяжении 0,7 км от 1 пикета 404 км до 7 пикета 404 км; на перегоне между станциями Имбо-Орочи на протяжении 3, 757 км от 3 пикета 377 км до 10 пикета 380 км; на перегоне между станциями Чепсары - Монгохто на протяжении 8,35 км от 1 пикета 391 км до 3 пикета 399 км; на станции Ванино- Новый район на протяжении 0,4 км от 1 пикета 437 км.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение суда, на указанных участках пути ежедневно проводиться текущее содержание пути, частично был проведен капитальный ремонт. Железнодорожный путь по истечении нормативных сроков службы не теряет свои эксплуатационные и технические характеристики. Проведение капитального ремонта планируется на участках, где помимо истечения срока службы пути отмечено неудовлетворительное фактическое состояние и существует реальная угроза ухудшения безопасности.
В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 1, 2, 10, 15, 20 Федерального закона N 17-ФЗ от 10 января 2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ", согласно которым безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Владельцы инфраструктур и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286 Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
В соответствии с пунктами 3.2.,3.3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N 857р "Об утверждении и введении в действие Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги" капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсо-шпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1 - 3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов.
Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсо-шпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3 - 5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ не произведен капитальный ремонт участков путей: по станции Тумнин на протяжении 2 пикета 340 км по 10 пикет 340 км ( за исключением 60м 2-го пикета 340км) всего 840 метров; на перегоне между станциями Хуту- Имбо на протяжении 2 км от 1 пикета 366 км по 10 пикета 367 км; по станции Совгавань - Сортировочная на протяжении 1,575 км от 6 пикета 441 км до 2 пикета 443 км; по станции Десна на протяжении 0,4 км от 5 пикета 456 км до 9 пикета 456 км; на перегоне между станциями Десна - Совгавань- Город на протяжении 1,75км от 1 пикета460 км до 8 пикета 461 км; по станции Чепсары на протяжении 1 км от 1 пикета 390 км до 10 пикета 390км; на перегоне между станциями Токи- Ванино на протяжении 0,838 км от 1 пикета 425 км до 8 пикета 425 км; на перегоне между станциями Токи- Ванино на протяжении 7 км 100 м от 1 пикета 425 км до 10 пикета 432 км ( за исключением 900 м с 6-го пикета 431 км по 5 пикет 432 км); на перегоне между станциями Тумнин - Хуту на протяжении 5 км от 1 пикета 361 км до 10 пикета 365 км; на перегоне между станциями Тумнин - Хуту на протяжении 5,75 км от 3 пикета 355 км до 10 пикета 360 км; на перегоне между станциями Орочи-Чепсары на протяжении 9 км от 1 пикета 381 км до 10 пикета 389 км; по станции Ландыши на протяжении 0,7 км от 1 пикета 404 км до 7 пикета 404 км; на перегоне между станциями Имбо-Орочи на протяжении 3, 757 км от 3 пикета 377 км до 10 пикета 380 км; на перегоне между станциями Чепсары - Монгохто на протяжении 8,35 км от 1 пикета 391 км до 3 пикета 399 км; на станции Ванино- Новый район на протяжении 0,4 км от 1 пикета 437 км.
Как следует из ведомости участков пути просроченным капитальным ремонтом по ПЧ N на ДД.ММ.ГГГГ, а так же ведомости нормативной наработки пропущенного тоннажа, срока службы с момента укладки рельсов, рельсошпальной решетки на ДД.ММ.ГГГГ по Советско-Гаванской дистанции пути капитальный ремонт не производился от 19 до 45 лет, при нормативе срока 1 раз в 18 лет, а участки пути 5 Е 6 капитальный ремонт не производился от 29 - 45 лет, при нормативе срока 1 раз в 25 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, в связи с чем, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что железнодорожный путь по истечении нормативных сроков службы не теряет свои эксплуатационные и технические характеристики, проведение капитального ремонта планируется на участках, где помимо истечения срока службы пути отмечено неудовлетворительное фактическое состояние и существует реальная угроза ухудшения безопасности, несостоятелен, поскольку предельные сроки службы путей, обеспечивающих безопасное использование источника повышенной опасности, установлены во избежение реальной угрозы, на ее предупреждение.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 07 ноября 2013 года по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия - оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи О.М. Шилова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.