Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 февраля 2014 г. по делу N 33-32/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Тарабакина А.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре судебного заседания Родионовой К.Е, с участием заявителя Толмачева С.П. и его представителя Яковенко А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Толмачева С.П. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года, которым в удовлетворении его заявления об оспаривании решения начальника ... отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - "Центррегионжилье") о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений было отказано.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., выступление заявителя и его представителя в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Капитан Толмачев обратился в Новосибирский гарнизонный военный суд с требованием признать действия руководителя "Центррегионжилье" связанные со снятием его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений незаконными и обязать названное должностное лицо отменить такое решение.
В обоснование заявитель указал, что с 29 июля 2002 года он надлежащим порядком был включен в единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилья с составом семьи один человек.
8 февраля 2007 года, на основании постановления главы муниципального образования города Бердска Новосибирской области, ему, как ветерану боевых действий, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 999,0 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: город Бердск, микрорайон " ... квартал ... , участок ...
В сентябре 2009 года Толмачев подарил названный участок своей супруге, с которой в 2010 году брак был расторгнут.
17 октября 2013 года должностным лицом, чьи действия оспариваются принято решение о снятии заявителя с учета лиц нуждающихся в жилом помещении на основании обеспечения Толмачева земельным участком, что предусмотрено п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения требований заявителя, гарнизонный военный суд, руководствуясь нормами ЖК РФ, отказал Толмачеву в их удовлетворении, признав правомерность действий руководителя "Центррегионжилье".
Не соглашаясь с принятым решением, заявитель в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового - об удовлетворении требований в полном объеме.
Апеллятор, анализируя нормы жилищного законодательства, законодательства регулирующего прохождение военной службы и Закона Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области" указывает, что он был поставлен на учет нуждающихся до 1 января 2005 года, то есть тогда, когда предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не являлась формой обеспечения военнослужащих - ветеранов боевых действий жильём, а значит предоставление ему земли, как специальному субъекту, не влияет на его право получить жилое помещение по правилам ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
В поступивших от начальника "Центррегионжилье" возражениях изложено несогласие с доводами апелляционной жалобы и просьба об оставлении решения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, окружной военный суд оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно пп.3 п.1 ст.16 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 ст.23.1 того же Закона передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 5 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий, предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ст. 6 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона N189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным ЖК РФ основаниям в случае, если эти основания возникли после 01 марта 2005 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящем споре не должна применяться ст. 56 ЖК РФ являются ошибочными.
Поскольку заявителю после 01 января 2005 года органом местного самоуправления в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, у начальника "Центррегионжилье" имелись основания к его снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 199, 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года по заявлению Толмачева Сергея Павловича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.