Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 07 февраля 2014 г. по делу N 33-66/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Дубова Ю.А. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л.,
с участием представителя заинтересованного лица - командира войсковой части ... капитана юстиции Ситникова Ю.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Мещека А.И. на решение Томского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2013 года по заявлению старшины Беляева Дмитрия Васильевича об оспаривании состоявшихся в отношении него решения жилищной комиссии войсковой части ... (далее - жилищная комиссия) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и решения командира этой воинской части (далее - командир части) по утверждению соответствующего протокола заседания названного коллегиального органа.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., объяснения представителя должностного лица Ситникова Ю.Ю. в поддержку жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Беляев проходит военную службу по контракту с 1995 года, в том числе в войсковой части ... с июня 2012 года.
Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом N ... от 17 октября 2013 года и утверждённым командиром части, Беляеву отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть представление документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Не соглашаясь с данными решениями, Беляев оспорил их в военном суде, который удовлетворил заявленные требования. В соответствии с судебным постановлением решения коллегиального органа и воинского должностного лица признаны незаконными. Суд возложил на жилищную комиссию обязанность по отмене принятого в отношении указанного военнослужащего решения, а командира части обязал утвердить соответствующий протокол заседания названного коллегиального органа.
В апелляционном обращении ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду нарушения материального закона и неправильного определения значимых для дела обстоятельств.
В подтверждение представитель заинтересованного лица, анализируя отдельные положения федерального законодательства, утверждает о необоснованности заявления и правомерности решений жилищной комиссии и командира части. По мнению автора жалобы, Беляев для получения жилья по социальному найму вправе обратиться в орган местного самоуправления по месту своего жительства, так как до 1 марта 2005 года он не состоял на жилищном учёте в военном ведомстве.
По итогам рассмотрения жалобы окружной военный суд находит состоявшееся судебное постановление законным и обоснованным. Изложенные в нём выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора, круг которых определён правильно. Верно по делу применён и материальный закон.
По смыслу Конституции Российской Федерации, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными особенными условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильём на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Среди таких нормативных актов выделяются Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", которыми устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище. В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также статей 15 и 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" жилищное строительство и приобретение гарантированного государством жилья для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. К числу последних органы местного самоуправления, уполномоченные по общему правилу осуществлять принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не относятся.
Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, в полной мере распространяются на указанное жильё, что находит отражение в частях 3, 4 статьи 49 и части 3 статьи 52 ЖК РФ (см. пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
В соответствии с приведёнными в них нормами реализация отдельными категориями граждан, каковыми являются военнослужащие, права на получение жилого помещения для постоянного проживания сопряжена с соблюдением порядка, установленного специальным законодательством, которое имеет приоритет перед аналогичными положениями ЖК РФ.
Анализ действующего с 1 марта 2005 года законодательства указывает на недопустимость произвольного перекладывания обязанностей по реализации жилищных прав военнослужащих от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на органы местного самоуправления, что имеет место в настоящем споре. Утверждение автора жалобы об обратном базируется на неверном толковании закона и не вытекает из последнего, предусматривающего отличный от общего порядок обеспечения жильём названной категории граждан.
По делу не ставится под сомнение легитимность жилищной комиссии войсковой части ... Также отсутствуют данные о нахождении по указанному месту службы другого органа, правомочного разрешать вопросы, касающиеся принятия военнослужащих на жилищный учёт и распределения им жилья.
Правомерность существования жилищных комиссий воинских частей внутренних войск и наделение их упомянутыми полномочиями усматривается из согласующегося с требованиями частей 2, 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 12 ЖК РФ приказа МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, которым утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.
Как установлено, ни один из нормативных правовых актов, включая перечисленные выше, не содержит сведений об ограничении обозначенных полномочий названного коллегиального органа в части запрета в принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма, в том числе после 1 января 2005 года, о чём указывается в жалобе. Напротив, согласно пунктам 18 и 22 названной Инструкции в каждой воинской части внутренних войск МВД России создаётся жилищная комиссия, на основании решений которой, оформляемых протоколами и утверждаемых командиром воинской части, военнослужащие включаются в список очередников, нуждающихся в получении жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция находит вывод гарнизонного военного суда о неправомерности отказа Беляеву по месту службы в постановке на жилищный учёт по приведённому в оспоренном решении коллегиального органа основанию согласующимся с законом.
Учитывая наряду с изложенным отсутствие по делу существенных нарушений норм процессуального права, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2013 года по заявлению Беляева Дмитрия Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Мещека А.И. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.