Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 11 февраля 2014 г. по делу N 33-64/2014
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Родионовой К.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") Бирюковой О.В. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части ... подполковника Шлыкова Владимира Владимировича об оспаривании действий руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", связанных с удержанием части денежного довольствия за октябрь 2013 года.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Шлыков обратился в суд с упомянутым заявлением, полагая, что при обеспечении денежным довольствием за октябрь 2013 года ФКУ "ЕРЦ МО РФ" незаконно удержало с него часть денежных средств.
Новосибирский гарнизонный военный суд требования заявителя удовлетворил и взыскал с названного учреждения в пользу Шлыкова удержанные с него денежные средства в сумме ... рублей.
В апелляционной жалобе представитель руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" Бирюкова, не соглашаясь с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование этого автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, отдельные нормы Трудового кодекса РФ, Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Положения о порядке прохождения военной службы, приказов Министра обороны Российской Федерации N 3733 от 17 декабря 2012 года и N 2700 от 30 декабря 2011 года, судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, а также на рекомендации, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 14 февраля 2000 года и N 23 от 19 декабря 2003 года, приводит доводы, суть которых сводится к следующему.
Поскольку Шлыков сдал дела и должность 27 мая 2013 года, выведен в распоряжение, то ему не полагалась выплата ежемесячных дополнительных выплат (далее - надбавки) в полном объеме. В связи с этим ему произведен перерасчет денежного довольствия.
По мнению автора жалобы, доводы, касающихся вышеизложенных обстоятельств, судом первой инстанции не рассмотрены, а документы, приложенные к возражениям, не оценены. Также не разрешено судом ходатайство о привлечении к участию в деле руководителя Главного управления кадров Министерства обороны РФ и должностных лиц Объединенного стратегического командования Центрального военного округа, а приказ об установлении заявителю надбавок не истребован.
Поскольку заявитель является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, то нормы трудового законодательства в отношении него применяться не могут. В данном случае должен применяться пункт 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного приказом Минобороны России N 2700 от 30 декабря 2011 года.
Кроме того, по мнению автора апелляционного обращения, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив и проанализировав последние, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного постановления.
Согласно статье 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Удержание из денежного довольствия военнослужащих предусмотрено, в частности, Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих". При этом статьей 3 данного Закона предписано, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается вины Шлыкова в начислении и получении им денежного довольствия в большем, чем положено размере, не приведено доказательств в подтверждение таковой и представителем руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Кроме того, в соответствии со статьей 8 вышеупомянутого Закона возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
Из вышеизложенного следует, что нормативно-правовыми актами, регулирующими данные правоотношения, не предусмотрено какое-либо иное произвольное удержание средств из денежного довольствия военнослужащих, а оспариваемые действия должностного лица нельзя признать основанными на законе.
Помимо этого, согласно пункту 29 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года, учреждение обязано организовать своевременное и в полном объеме обеспечение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием и иными выплатами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В пункте 19 данного Положения указано, что учреждение осуществляет своевременное производство предусмотренных законодательством Российской Федерации удержаний из денежного довольствия и перечисление их по принадлежности.
Разделом II Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в ЕРЦ МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ в июле 2011 года, предусмотрено, что границы ответственности единого расчетного центра заключаются, помимо прочего, в выполнении централизованного своевременного расчета денежного довольствия.
Таким образом, вышеуказанными актами не предусмотрено право ФКУ "ЕРЦ МО РФ" самостоятельно удерживать какие-либо суммы из денежного довольствия военнослужащих.
Сведения об издании соответствующими воинскими должностными лицами приказа об удержании средств из денежного довольствия заявителя за октябрь 2013 года в материалах дела отсутствуют. Не содержат материалы дела и данных о том, что произведенное ФКУ "ЕРЦ МО РФ" удержание сделано в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, по исполнительному листу).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что у ФКУ "ЕРЦ МО РФ" не имелось законных оснований для удержания суммы ранее выплаченных заявителю надбавок из его денежного довольствия за октябрь 2013 года.
Ссылка автора жалобы на пункт 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации N 2700 от 30 декабря 2011 года в опровержение указанного вывода является необоснованной.
Так, согласно названному пункту в случае, если денежное довольствие военнослужащему выплачено в большем, чем следовало, размере, при выплате денежного довольствия за очередной месяц производится его перерасчет.
При этом данный пункт не предоставляет право какому-либо должностному лицу самостоятельно производить удержание излишне выплаченной денежной суммы из денежного довольствия военнослужащего, а лишь позволяет произвести перерасчет выплаченного денежного довольствия, нормативное определение которого, применительно к спорному правоотношению, в системе национального законодательства отсутствует.
Ссылка представителя должностного лица на решение Верховного Суда Российской Федерации является несостоятельной, так как это судебное постановление не имеет преюдициального значения для настоящего гражданского дела, поскольку предмет и основания заявления, по которому принято данное решение, отличаются от основания и предмета заявления по настоящему делу.
Кроме того, вопреки доводам автора апелляционного обращения, ходатайств об истребовании приказа об установлении Шлыкову каких-либо надбавок руководителем ФКУ "ЕРЦ МО РФ" или его представителем не заявлялось. В тоже время ходатайство представителя должностного лица о привлечении к участию в деле руководителя Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и должностных лиц Объединенного стратегического командования Центрального военного округа разрешено судом первой инстанции в установленном законом порядке.
Поскольку именно ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществляло выплату заявителю денежного довольствия и произвело из этого довольствия удержания, то руководитель названного органа правомерно привлечен к участию в деле.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение гарнизонного военного суда является правильным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Шлыкова Владимира Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" Бирюковой О.В. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.