Апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2014 N 10-996/14
Судья Васильев Б.И. Дело N 10-996
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2014 года г. Москва
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мариненко А.И., судей Синициной И.О., Литвиненко Е.В., при секретаре Бучмановой Е.Н., с участием прокурора Тимошиной А.А., адвокатов Бюрчиевой А.Н., Мантышева А.Х., осужденных Нартова Г.Г., Нартова Д.Г.
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года апелляционные жалобы осужденных Нартова Г.Г., Нартова Д.Г., адвокатов Бюрчиевой А.Н., Манджиевой С.Г. на приговор Люблинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2013 года, которым
Нартов Г.Г., ранее не судимый,
Нартов Д.Г., ранее судимый: 10 февраля 2009 г. по ст. 228 ч.1, 161 ч.2 п. "г" УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 13 мая 2011 г. по отбытии срока наказания,
осуждены по ст.30 ч.3, 105 ч.2 п. "ж" УК РФ: Нартов Г.Г. - к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 года; Нартов Д.Г. - к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 года.
На основании ст.53 УК РФ осужденным установлены ограничения: не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, не выезжать за пределы г.***, а также возложена обязанность являться в указанный государственный орган один раз в месяц для регистрации.
Срок отбывания наказания исчислен: Нартову Г.Г. - с 20 февраля 2013 г., Нартову Д.Г. - с 07 декабря 2012 г.
Предъявленный потерпевшим Р. гражданский иск в части возмещения материального ущерба удовлетворен полностью, постановлено взыскать с осужденных в солидарной порядке в пользу потерпевшего 43 005 рублей 66 коп., в части компенсации морального вреда удовлетворен частично, с осужденных постановлено взыскать в долевом порядке в пользу потерпевшего по 500 000 рублей с каждого.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Синициной И.О., мнения осужденных Нартова Г.Г., Нартова Д.Г., адвокатов Бюрчиевой А.Н., Мантышева А.Х., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Тимошиной А.А., просившей приговор оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Нартов Г.Г. и Нартов Д.Г. признаны виновными в покушении на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, группой лиц, а именно в том, что 15 октября 2012 г., во дворе дома N * по ул.* в г.Москве, Нартов Г.Г. умышленно нанес Р. ножом множественные удары в область предплечья, живота, головы, шеи, Нартов Д.Г. в это время наблюдал за окружающей обстановкой и удерживал Р., лишая возможности сопротивляться. Когда у Нартова Г.Г. сломался клинок ножа, он нанес Р. не менее двух ударов ногой в область головы. Своими действиями Нартовы причинили повреждения в виде ранений глазного яблока с повреждением склеры и выпадением оболочек глаза, проникающую в гортань колото-резаную рану, непроникающие колото-резаные раны в подчелюстной области, по передней поверхности шеи, в области левого надплечья и плечевого сустава, задней поверхности грудной клетки, три колото-резаные раны, проникающие в брюшную полость с ранениями левой доли печени и тонкой кишки. Данные повреждения расцениваются в совокупности как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Довести до конца умысел на убийство Р. Нартовы не смогли по не зависящим от них обстоятельствам в связи с повреждением орудия преступления, пресечением преступных действий осужденных прохожими и в связи с оказанием потерпевшему своевременной медицинской помощи.
Подробно обстоятельства совершения преступления изложены в приговоре.
В апелляционной жалобе и дополнениях осужденный Нартов Г.Г. просит переквалифицировать его действия на ст.30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ, назначить ему наказание с применением ст.64 УК РФ и оправдать его брата Нартова Д.Г., с которым он в сговор на убийство не вступал, брат не причастен к совершению им, Нартовым Г.Г., покушения на убийство потерпевшего, он пытался их разнять, никаких противоправных действий не совершал. Он, Нартов Г.Г., не имел умысла на убийство Р., если бы хотел его убить, сделал бы это одним ударом, без применения ножа, потерпевший вел аморальный образ жизни, издевался над женой и дочерью, которые являются их родной сестрой и племянницей. До того, как он достал нож, Р. его оскорблял, был агрессивно настроен.
В апелляционной жалобе осужденный Нартов Д.Г. выражает несогласие с приговором, указывает, что с братом Нартовым Г.Г. в предварительный сговор не вступал и намерений убить Р. не имел, его не удерживал, не знал, что у брата был с собой нож и не смог ему помешать, когда он наносил удары потерпевшему. Осужденный также указывает о наличии у него тяжелых заболеваний.
В апелляционных жалобах адвокатов, аналогичных по содержанию, адвокат Манджиева С.Г. просит приговор в отношении Нартова Д.Г. отменить и его оправдать, адвоката Бюрчиева А.Н. просит приговор в отношении Нартова Г.Г., изменить, переквалифицировать его действия на ст.30, 103 ч.1 УК РФ. Адвокаты указывают, что вина Нартова Д.Г. в совершении преступления не доказана, показания потерпевшего относительно действий Нартова Д.Г. противоречивы, он неоднократно их изменял, оценки этому судом не дано. Показания свидетеля С. в приговоре изложены неверно, также в приговоре нет ссылки на показания Нартова Д.Г., данные им на стадии предварительного расследования, а также не указано, что он в судебном заседании фактически не давал показаний, воспользовавшись положениями ст.51 УК РФ.
В возражениях на апелляционные жалобы потерпевший Р. указывает на необоснованность доводов осужденных и адвокатов и просит приговор оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым по следующим основаниям.
Вина Нартова Г.Г. и Нартова Д.Г. в совершении преступления, за которое они осуждены, установлена собранными по делу доказательствами, подробное содержание которых изложено в приговоре.
Доводы осужденных о том, что Нартов Д.Г. не виновен в совершении преступления, он не держал потерпевшего и не совершал в отношении него противоправный действий, полностью опровергаются показаниями потерпевшего Р. о том, что в то время, как Нартов Г.Г. наносил ему удары ножом, Нартов Д.Г. удерживал его руками за туловище и одежду, не давая возможности сопротивляться; показаниями свидетеля С. о том, что он видел, как по дворе дома Нартов Д.Г. держал Р. на туловище и одежду, не давая возможности сопротивляться, а Нартов Г.Г. наносил потерпевшему удары ножом в область головы, груди и шеи; показаниями свидетеля П., согласно которым о вышеуказанных обстоятельствах ему стало известно со слов С. сразу после совершения Нартовыми преступления, показаниями свидетеля В. о том, что она видела из окна своей квартиры, как один молодой человек держат второго, а третий в это время наносит последнему удары; аналогичными показаниями свидетеля Ц.
О совместных действиях осужденных потерпевший Р. указал в своем заявлении о привлечении Нартовых к уголовной ответственности, а также при проведении проверки его показаний на месте. Свои показания при проведении аналогичного следственного действия подтвердил свидетель С., который, кроме того, опознал Нартова Д.Г., пояснив, что именно он держал Р., в то время, как Нартов Г.Г. наносил ему множественные удары ножом.
Совокупность приведенных в приговоре доказательств была проверена и исследована в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела, а также указал основания, по которым он принимает одни доказательства и отвергает другие.
Судом обоснованно признаны достоверными показания допрошенных по делу потерпевшего и свидетелей, которые полностью согласуются не только между собой, но и с иными приведенными в приговоре доказательствами, полностью подтверждающими виновность Нартова Д.Г. и Нартова Г.Г. в совершении преступления.
Вопреки доводам адвокатов, имеющиеся в показаниях потерпевшего противоречия относительно действий Нартова Д.Г. были устранены при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Какой-либо заинтересованности в исходе дела либо причин для оговора осужденного со стороны указанных лиц судом не установлено.
Показания потерпевшего и свидетелей о количестве и локализации телесных повреждений у Р. согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной в отношении потерпевшего.
Показания неявившихся в судебное заседание свидетелей, согласно протоколу, были оглашены в судебном заседании с согласия всех участников процесса, в соответствии с положениями ст.281 УПК РФ, нарушений процессуальных прав осужденных допущено не было.
Вопреки доводам адвоката, показания свидетеля С. в приговоре изложены правильно. У суда не имелось оснований ссылаться в приговоре на показания Нартова Д.Г., данные на стадии предварительного расследования, поскольку они не оглашались в судебном заседании. Согласно протоколу судебного заседания, Нартов Д.Г., вопреки доводам адвокатов, не отказывался в судебном заседании от дачи показаний.
Поданные осужденными и адвокатами замечания на протокол судебного заседания рассмотрены судом в соответствии с требованиями ст.260 УПК РФ.
Все ходатайства, заявленные сторонами по делу, рассмотрены судом в соответствии с требованиями закона, принятые по ним решения надлежащим образом мотивированы.
В соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ каждое из доказательств оценено с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а их совокупность обоснованно признана судом достаточной для разрешения уголовного дела.
Действия Нартова Д.Г. и Нартова Г.Г. правильно квалифицированы судом по ст.ст.30 ч.3, 105 ч.2 п. "ж" УК РФ, указанная правовая квалификация нашла свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы осужденных о том, что они не вступали между собой в предварительный сговор на совершении убийства Р., были приняты судом во внимание при рассмотрении дела по существу, указанный квалифицирующий признак был исключен судом, как не нашедший своего объективного подтверждения.
Суд обоснованно признал доказанным, что преступление было совершено осужденными группой лиц, поскольку они, действуя совместно с умыслом, направленным на лишение жизни потерпевшего, применяли к нему насилие, при этом Нартов Г.Г. наносил удары ножом, а Нартов Д.Г. удерживая потерпевшего, подавлял его сопротивление, лишая возможности защищаться.
Доводы осужденного Нартова Г.Г. об отсутствии у него умысла на убийство Р. судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку о наличии у него прямого умысла на лишение жизни потерпевшего свидетельствует орудие преступления - нож, характер и локализация нанесенных им телесных повреждений - у потерпевшего были обнаружены множественные колото-резаные ранения, в том числе проникающие, нанесенные в жизненно важные органы: в область головы, шеи и в брюшную полость. Как было установлено судом на основании собранных по делу доказательств, Нартов Г.Г. наносил удары ножом Р., пока клинок этого ножа не сломался в глазнице потерпевшего, после чего осужденный не прекратил свои действия, а стал наносит удары ногой в область лица Р.
Согласно показаниям свидетеля М. - хирурга ГКБ N *, Р. был доставлен в указанный стационар в состоянии клинической смерти, ему немедленно были проведены реанимационные мероприятия и сделана операции. Из глазницы потерпевшего был извлечен клинок ножа.
Своевременное оказание потерпевшему квалифицированной медицинской помощи, повреждение орудия преступления - ножа, а также пресечение действий осужденных очевидцами обоснованно признаны судом не зависящими от осужденных обстоятельствами, которые не позволили им довести преступление до конца.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не имеется.
Вывод суда о возможности исправления осужденных только в условиях реального отбывания наказания судом мотивирован. Наказание Нартову Г.Г. и Нартову Д.Г. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ими преступления, характера и степени фактического участия каждого из осужденных в его совершении, конкретных обстоятельств дела, данных о личности Нартова Г.Г., который ранее не судим, и Нартова Д.Г., которые имеет судимость за тяжкое преступление.
Смягчающими наказание обстоятельствами судом признано состояние здоровья Нартова Д.Г., страдающего рядом заболеваний, а также наличие на иждивении у Нартова Г.Г. двоих малолетних детей. Также судом при назначении наказания было принято во внимание поведение потерпевшего Р. по отношению к своей гражданской жене, которая является сестрой осужденных. Также суд учел состояние здоровья тещи осужденного Нартова Г.Г.
Обстоятельством, отягчающим наказание Нартова Д.Г., признано наличие в его действиях опасного рецидива преступлений.
Наказание, назначенное осужденным, является справедливым и соразмерным содеянному, оснований для его смягчения не имеется.
Решение по предъявленному потерпевшим гражданскому иску принято судом в полном соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13,389-20,389-28 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Приговор Люблинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2013 года в отношении Нартова Г.Г. и Нартова Д.Г. оставить без изменения, апелляционные жалобы осужденных и адвокатов - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение одного года со дня вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.