Апелляционное определение Московского городского суда от 26 декабря 2013 N 11-42945/13
Судья: Смолина Ю.М.
гр. дело N11-42945/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Котовой И.В.,
судей Мызниковой Н.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Егорове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецова В.М. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В.М. к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании недействительными результатов конкурса отказать,
установила:
Кузнецов В.М. обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании недействительными результатов конкурса, указывая в обоснование своих требований, что 10 июля 2013 г. был проведен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в Роскомнадзоре, по результатам которого Кузнецов В.М. не был признан победителем. Полагая решение конкурсной комиссии неправомерным, вследствие того, что не были соблюдены существенные условия проведения конкурса, а именно в нарушение требований закона на официальном сайте Роскомнадзора не была размещена информация об условиях прохождения гражданской службы, истец просил суд признать недействительными результаты конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, проведенного 10 июля 2013 года на основании приказа Роскомнадзора от 15.05.2013 года N * и отменить соответствующее решение конкурсной комиссии от 10 июля 2013 года, а также обязать Роскомнадзор устранить нарушения правил проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.
Истец в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в настоящем судебном заседании полагал требования необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец Кузнецов В.М. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца Кузнецова В.М., представителя ответчика по доверенности С.А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.М. суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Рассматривая дело, суд первой инстанции обосновано руководствовался нормами ст. 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ N 112 от 01.02.2005 года.
Согласно ст. 2 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.
В силу ст. 5 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
В соответствии со ст. 6 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
Согласно ст. 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:
личное заявление;
собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;
копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 01 ноября 2011 года N 960, утвержден состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, согласно которому, с учетом изменений, внесенных приказом N 1319 от 17 декабря 2012 года утвержден следующий состав комиссии: П.Л.Л., заместитель руководителя Роскомнадзора, председатель комиссии: В.С.Б., заместитель начальника Управления организационной работы Роскомнадзора, заместитель председателя комиссии; К.Н.И., заместитель начальника отдела государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, секретарь комиссии; М.В.Ю., заместитель начальника Правового управления Роскомнадзора, член комиссии; представитель структурного подразделения Роскомнадзора, в котором проводится конкурс на замещен вакантной должности государственной гражданской службы (по согласованию); представитель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, связанный с государственной гражданской службой, независимый эксперт (по согласованию); представитель института социально-политических исследований РАН, независимый эксперт (по согласованию).
Согласно ст. 18 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.
В силу ст. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15.05.2013 г. был издан приказ N 519 Федеральной службы в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций "О проведении конкурса замещение вакантных должностей государственной гражданской службы", в соответствии с которым постановлено провести конкурс на замещение вакантных должное государственной гражданской службы Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.
24 мая 2013 г. Кузнецов В.М. обратился к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Ж.А.А. с заявлением, в котором просил допустить его к участию в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации начальник отдела регистрации СМИ Управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций, заместитель начальника отдела организации регистрационной деятельности в сфере связи Управления контроля и надзора в сфере связи, заместителя начальника отдела организации недискриминационного доступа к сетям связи Управления контроля и надзора в сфере связи и главного специалиста- эксперта отдела анализа и экспертизы в сфере связи Управления разрешительной работы в сфере связи.
10 июля 2013 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций проведен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, по результатам которого Кузнецов В.М. не был признан победителем конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 03-19857 от 15.07.2013 г. за подписью заместителя председателя конкурсной комиссии Роскомнадзора В.С.Б., Кузнецову В.М. сообщено, что он признан не выдержавшим конкурсные испытания на замещение вакантных должностей, указанных в заявлении.
Установленный Положением о проведении конкурса порядок проведения конкурса нарушен не был.
Как усматривается из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N2 от 10 июля 2013 года, на заседании присутствовали: председатель комиссии П.А.А., секретарь комиссии К.Н.И., члены комиссии: В.С.Б., М.С.Ю., Ж.В.И., Б.А.П., приглашенные представители структурных подразделений, в которых проходит конкурс кандидатов на замещение вакантной должности: С.В.В., У.В.Н., К.О.В., В.М.В., К.Ю.Е., С.В.А., Е.Б.А., Н.Л.Н., И.Л.М., С.А.Ф.
Также из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 2 от 10 июля 2013 г. усматривается, что в тестировании по вопросам прохождения государственной гражданской службы в целях определения их соответствия квалификационным требованиям к вакантной должности приняло участие 34 кандидата. На выполнение теста отводилось 60 минут. В процедуре тестирования на владение компьютерной техникой и необходимым программным обеспечением приняло участие 34 кандидата. На выполнение задания отводилось 50 минут.
По результатам проведенных тестов к собеседованию были допущены 22 участника конкурсных процедур, получившие положительные оценки по результатам двух процедур тестирования.
В ходе проведения собеседования с кандидатами на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы с целью определения соответствие кандидатов квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям государственной гражданской службы, на которые претендуют кандидаты. Были заданы вопросы: опыт работы в аналогичной должности (и/или выполнение должностных обязанностей, аналогичных обязанностям вакантной должности); опыт государственной службы; по знанию и применению законодательства, регулирующего сферу специальной деятельности.
Решение конкурсной комиссии принималось по каждому кандидату открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При голосовании мнение членов комиссии выражалось словами "за" или "против".
Конкурсная комиссия на основании оценки представленных кандидатами документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур, методов оценки профессиональных и личностных качеств, включая собеседование и тестирование, решила:
Признать победителями на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы следующих кандидатов:
1. А.А.Р. - начальник отдела -заместитель главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности Финансового управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
2. А.А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела бюджетного планирования и финансов Финансового управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
3. Б.А.А. - главный специалист-эксперт отдела организации контроля и надзора в сфере информационных технологий, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"-0.
4. Д.Т.В. - главный специалист-эксперт отдела организации регистрационной деятельности в сфере связи Управления контроля и надзора в сфере связи, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
5. Ж.B.C. - заместитель начальника отдела организации обеспечения недискриминационного доступа к сетям связи Управления контроля и надзора в сфере связи, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"-0.
6. З.И.В. - ведущий специалист 3 разряда отдела материально -технического обеспечения Административного управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
7. К.Л.О. - ведущий специалист - эксперт отдела организации обеспечения недискриминационного доступа к сетям связи Управления контроля и надзора в сфере связи, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
8. К.О.А. - заместитель начальника отдела организации регистрационной деятельности в сфере связи Управления контроля и надзора в сфере связи, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
9. М.М.А. - консультант отдела планирования и работы с территориальными органами Управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
10. М.В.А. - ведущий специалист-эксперт отдела бухгалтерского учета и отчетности Финансового управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
11. Носенко О. А. - начальник отдела организации формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем Управления по надзору в сфере информационных технологий, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
12. П.О.Ю. - ведущий специалист - эксперт отдела присвоения радиочастот Управления разрешительной работы в сфере связи, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
13. П.И.Н. - заместитель начальника отдела планирования и работы с территориальными органами Управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
14. П.В.А. - главный государственный инспектор отдела организации контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных Управления по защите прав субъектов персональных данных, голосовали "за" - 5 членов комиссии, "против"-1.
15. П.А.О. - ведущий специалист-эксперт отдела организации контроля и надзора в сфере информационных технологий Управления по надзору в сфере информационных технологий, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
16. С.А.И. - заместитель начальника отдела правового обеспечения административной деятельности Правового управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
17. С.В.В. - заместитель начальника отдела документооборота, архива, контроля и работы с обращениями граждан Административного управления, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
18. С.Е.А. - главный специалист-эксперт отдела организации формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем, Управления по надзору в сфере информационных технологий, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
19. С.С.А. - начальник отдела регистрации СМИ Управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций, голосовали "за" - 6 членов комиссии, "против"- 0.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений процедуры проведения конкурса, равно как не было установлено каких-либо нарушений со стороны членов комиссии и участников конкурса, суд, правильно руководствуясь нормами названного Положения о проведении конкурса, пришел к верному выводу о необоснованности требований истца, на основании чего вынес законное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.М.
Суд обоснованно не согласился с доводами истца о том, что результаты конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации являются недействительными, поскольку Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не были соблюдены существенные условия проведения конкурса, а именно в нарушении норм действующего законодательства на официальном сайте отсутствовала информация об условиях прохождения гражданской службы по всем объявленным вакансиям, в связи с чем были созданы неравные конкурентные условия для претендентов на замещение вакантных должностей государственной службы Российской Федерации, так как другие кандидаты, являющиеся государственными служащими Роскомнадзора, имели свободный доступ к неопубликованной информации не могут служить основанием к удовлетворению исковых требований по следующим основаниям.
Как усматривается из письменных материалов дела на сайте Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было опубликовано объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в Роскомнадзоре.
В указанном объявлении содержится список и наименование вакантных должностей на замещение государственной гражданской службы Российской Федерации в Роскомнадзоре, квалификационные требования, предъявляемые к претендентам, общие профессиональные знания, необходимые для замещения должности государственной гражданской службы, ежемесячное денежное содержание федерального гражданского служащего, список документов необходимых для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в Роскомнадзоре, условия прохождения гражданской службы, которые определены ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Также в объявлении указан период начала и окончания приема заявок, время приема документов, место приема заявок, сведения об источнике подробной информации о конкурсе. Объявление содержит дату и время проведения конкурса и краткое указание на порядок проведения конкурса.
Судом правомерно отмечено, что содержание указанного выше информационного объявления находится в полном соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", а также в полном соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденной Приказом Роскомнадзора от 04 сентября 2009 года N 451 "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".
Указанные выводы суда судебная коллегия полагает верными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным истцом в обосновании исковых требований, которые были исследованы и рассмотрены судом, им была дана надлежащая оценка в решении суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.