Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Мякушкиной Г.Г., подписанную ее представителем Сухановым Михаилом Александровичем, поступившую в суд кассационной инстанции 13 января 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску Мякушкиной Г.Г. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" о признании незаконным решения и обязании повторно рассмотреть заявление,
установил:
Мякушкина Г.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" о признании незаконным решения и обязании повторно рассмотреть заявление, ссылаясь на нарушение своих прав.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 13 февраля 2013 года заявленные Мякушкиной Г.Г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 ноября 2013 года решение суда отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных Мякушкиной Г.Г. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Мякушкина Г.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Мякушкина Г.Г., 1958 года рождения, проходила военную службу по контракту с 20 июня 1995 года по 26 декабря 2010 года; 12 декабря 2011 года Мякушкина Г.Г. обратилась в филиал бюро N 64 Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" с заявлением о проведении ей медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, причин, сроков и времени ее наступления; согласно акту освидетельствования в Бюро МСЭ филиала N 64 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" от 20 февраля 2012 года инвалидность Мякушкиной Г.Г. не установлена, поскольку по представленным медицинским, медико-экспертным документам, личному осмотру выявлены незначительные нарушения, не приводящие к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, благоприятный клинический и трудовой прогноз, высокий реабилитационный потенциал, что не дает оснований для признания инвалидом; согласно указанного акта в состав комиссии входили три вида специалистов - терапевт, неврологи и хирург, решение подписано указанными специалистами и руководителем бюро; не согласившись с решением, Мякушкина Г.Г. обратилась в Управление Росздравнадзора по городу Москве и Московской области с заявлением о проведении проверки законности отказа в установлении инвалидности, на основании которого 04 мая 2012 года была проведена внеплановая документарная проверка филиала N 64 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве"; по результатам указанной проверки 04 мая 2012 года составлен акт и выдано предписание об устранении в срок до 04 июня 2012 года нарушений порядка производства медико-социальной экспертизы, в которых указано о следующих нарушениях требований нормативных актов: - п. 26 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях признания лица инвалидом" от 20 февраля 2006 года N 95, поскольку не велся протокол заседания бюро, учитывая, что он не представлен, и п. 29 указанных Правил, поскольку акт содержит подписи 5 специалистов, в то время как в нем содержатся записи 3 специалистов;- п.п. 10, 49, 60 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" от 11 апреля 2011 года N 295н, в том числе превышение максимально допустимого времени предоставления государственной услуги в бюро;- приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" от 07 июня 2009 года N 415н, поскольку у специалистов Рубановой Л.В., Брайченко И.И., Лапшина М.Д. и Калараш Л.Р. отсутствуют ряд сертификатов и удостоверений о последнем повышении квалификации, о прохождении интернатуры; - п. 4 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" от 17 ноября 2009 года N 906н и приказа ФМБА России "Об утверждении примерной структуры главных бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, главного бюро, осуществляющего медико-социальную экспертизу работников отдельных отраслей промышлености с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий" от 08 октября 2008 года N 355, поскольку в штате бюро отсутствует специалист по реабилитации.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Мякушкиной Г.Г. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что нарушения требований нормативно - правовых актов со стороны Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" при проведении Мякушкиной Г.Г. медико-социальной экспертизы установлены указанными актом и предписанием, а также указанные нарушения подтверждаются показаниями свидетеля Мякушкина А.А., в связи с чем суд пришел к выводу о незаконности принятого филиалом бюро N 64 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" решения и обязании Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" повторно рассмотреть заявление Мякушкиной Г.Г. об ее освидетельствовании на предмет установления инвалидности.
Отменяя названное решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Мякушкиной Г.Г. исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не соответствует, так как основанием для признания незаконным решения об отказе в установлении Мякушкиной Г.Г. инвалидности и для повторного рассмотрения ее заявления от 12 декабря 2011 года, а, следовательно, и ее освидетельствования, явились именно нарушения, указанные в предписании Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области от 04 мая 2012 года; каких - либо иных оснований иска Мякушкиной Г.Г. заявлено не было; согласно п. 26 Правил признания лица инвалидом при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол; в соответствии с п. 29 указанных правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью; в соответствии с п. 10, 49 и 60 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы максимально допустимое время предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) с учетом времени, необходимого для составления программы дополнительного обследования и проводимого в соответствии с ней дополнительного обследования, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги заявления о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. Предоставление государственной услуги проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро); в состав специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро) входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог (медицинский психолог), специалист по реабилитации (врач по медико-социальной экспертизе), специалист по социальной работе. При проведении медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги составляется акт медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги и ведется протокол заседания бюро (главного бюро, Федерального бюро); оформленный акт медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги и протокол заседания бюро (главного бюро, Федерального бюро) подписываются руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро), акт медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги и протокол заседания бюро (главного бюро, Федерального бюро) оформляются в виде бумажного и/или электронного документов; приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07 июня .2009 года N 415н утверждены квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, а приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 ноября .2009 года N 906н, действовавшим в спорный период, Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, устанавливающий, в том числе, состав специалистов бюро; таким образом, основанием для выдачи предписания явилось нарушение порядка организации медико-социальной экспертизы при освидетельствовании Мякушкиной Г.Г.; в соответствии со ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; осуществление медико-социальной экспертизы иными учреждениями, законодательством не предусмотрено; медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; условия признания граждан инвалидами определены указанным федеральным законом и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95; в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и п.п. 5, 6 Правил признания лица инвалидом, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, при этом ограничением жизнедеятельности является полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, в связи с чем условиями признания лица инвалидом является только совокупность трех взаимосвязанных последствий заболевания, травмы или дефекта в виде нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничения жизнедеятельности в основных категориях (способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию; порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы установлен разделом VI Правил признания лица инвалидом в главное бюро и в федеральное бюро, а также в суд; в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" от 11 апреля 2011 года N 295н контроль за деятельностью федеральных государственных учреждений, предоставляющих государственную услугу, осуществляет ФМБА России (п. 95), контроль за порядком организации и предоставления государственной услуги осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) (п. 94); в соответствии с п. 103 указанного Административного регламента на Росздравнадзор возложен контроль за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы; согласно п. 100 регламента основными целями осуществления внеплановой проверки с целью контроля за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы является контроль обращений граждан, юридических лиц о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) специалистов бюро, осуществляющих свою деятельность в сфере медико-социальной экспертизы, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получением информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений; проверка осуществляется по обращению заявителя путем проверки решений по актам медико-социальной экспертизы, а также путем проведения контрольного освидетельствования получателей государственной услуги; согласно акта Росздравнадзора им проведена внеплановая документарная проверка порядка организации и осуществления медико-социальной экспертизы по заявлению Мякушкиной Г.Г., при этом, решения о контрольном освидетельствовании Мякушкиной Г.Г. по результатам установленных нарушений не принималось; решение бюро МСЭ филиала N 64 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" от 20 февраля 2012 года об отказе в установлении инвалидности Мякушкиной Г.Г. в порядке, установленном разделом VI Правил признания лица инвалидом, в главное бюро и в федеральное бюро не обжаловалось; каких - либо иных оснований об оспаривании решения бюро, не изложенных в предписании, Мякушкиной Г.Г. заявлено не было; при таких данных, каких - либо достоверных доказательств того, что указанные в предписании нарушения порядка организации медико-социальной экспертизы при освидетельствовании Мякушкиной Г.Г. повлекли принятие незаконного существа решения об отказе в признании ее инвалидом не имеется, в связи с чем при установленных по делу обстоятельствах оснований для повторного рассмотрения заявления Мякушкиной Г.Г. от 12 декабря 2011 года, а следовательно, ее освидетельствования и повторного рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для установления инвалидности не имелось; таким образом, каких - либо правовых оснований для удовлетворения заявленных Мякушкиной Г.Г. исковых требований не имеется.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегией мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Мякушкиной Г.Г. не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Мякушкиной Г.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску Мякушкиной Г.Г. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" о признании незаконным решения и обязании повторно рассмотреть заявление - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.