Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Терёхина А.Д., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда г., на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от г. по гражданскому делу по иску Терёхина А.Д. к ЖСК "Буран" об обязании раскрыть информацию об управлении многоквартирным домом, компенсации морального вреда,
установил:
Терёхин А.Д. обратился в суд с иском к ЖСК "Буран" об обязании раскрыть информацию об управлении многоквартирным домом и с учетом уточнения первоначально заявленных требований, произведенных в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, просит предоставить первичные документы, связанные с исполнением ЖСК "Буран" своих обязанностей перед ним, Терёхиным А.Д., глубина раскрытия - по сроку хранения документов; информацию, которую ЖСК "Буран" должен раскрывать неопределенному кругу лиц независимо от цели получения, в том числе перечисленную им в таблице, указанной в исковом заявлении, с глубиной раскрытия для первичных документов (протоколы, утвержденные собраниями сметы и т.п.) - по сроку хранения документов, для производных документов, предусмотренных стандартом - лет, взыскании в счет компенсации морального вреда руб. В обоснование требований указал, что г. он обратился в ЖСК "Буран" с просьбой предоставить информацию в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". В связи с неполучением в положенный срок - дней (пункт Стандарта) такой информации, он подал жалобу в Инспекцию жилищного надзора по ЮАО г. Москвы на которую получил ответ, что Инспекцией выдано предписание ЖСК "Буран" устранить выявленные нарушения и раскрыть информацию, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N731. После личного обращения в Мосжилинспекцию ему было сообщено, что ЖСК "Буран" выдано предписание о раскрытии информации в соответствии с пунктом Стандарта, а затем он получил письмо председателя ЖСК "Буран" о готовности предоставить информацию в помещении, используемого правлением, как он и просил первоначально. Однако, на стендах была представлена не вся информация, которая, по его мнению, должна быть раскрыта в соответствии со Стандартом. В нарушение п. Стандарта председатель ЖСК "Буран" отказал ему в возможности снятия копий документов и при этом письменно сослался на предписание и консультацию Инспекции жилищного надзора ЮАО г. Москвы. Незаконными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые оценивает в руб.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от г. постановлено:
В удовлетворении иска Терехина Алексея Дмитриевича к ЖСК "Буран" об обязании раскрыть информацию об управлении многоквартирным домом, компенсации морального вреда - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от г. решение Нагатинского районного суда г. Москвы от г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 ГПК РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Судом установлено, что Терёхин Алексей Дмитриевич является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: . Управляющей организаций дома является ЖСК "Буран".
года Терёхин А.Д. обратился в управляющую организацию ЖСК "Буран" с заявлением о раскрытии информации организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом с выдачей копий документов или возможностью снятия копий путем фотографирования первичных документов по управлению в годах.
ЖСК "Буран" ответом от г. предложил Терёхину А.Д. ознакомиться с запрашиваемой документацией в объеме, предусмотренном постановлением Правительства РФ N731 на сайте dom.mos.ru или на сайте nosoun.ru или в помещении правления ЖСК "Буран" размещенной на стенде "Информация". Направленное ответчиком в адрес истца письмо истцом получено не было.
Не получив ответ от ЖСК "Буран" в течение установленного Стандартом двадцатидневного срока Терёхин А.Д. обратился в Мосжилинспекцию ЮАО от г. с жалобой на ЖСК.
По результатам проверки обращения Терёхина А.Д. Мосжилинспекцией ЮАО в адрес ЖСК "Буран" г. было дано предписание N , которым ЖСК "Буран" обязывалось в срок до г. предоставить информацию по письменному запросу Терёхину А.Д. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. N 731 в рамках информации о товариществах и кооперативах ( ).
Во исполнение предписания Мосжилинспекции ЮАО от г. за N Терёхину А.Д. ответчиком ЖСК "Буран" г. были выданы в копиях:
- информация о кооперативе, подлежащая раскрытию путем размещения на информационных стендах (на листе) (п. 8.1 а,б,в,г,д,е Стандарта);
- годовая бухгалтерская отчетность кооператива, включающая бухгалтерский баланс и приложения к нему (на листах)(п. 9.1.а. Стандарта);
- сметы доходов и расходов ЖСК "Буран" на г. (на листах) и 2011 г. (на 1 листе) (п. 9.1.б Стандарта);
- отчет о выполнении сметы доходов и расходов кооператива за год, предшествующий текущему году, то есть исполнение сметы доходов и расходов ЖСК за год (на листе) (п. 9.1.в. Стандарта);
-протоколы общих собраний членов кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и организацией предоставления коммунальных услуг в г. (на листах) и г. (на листах) (п. 9.1.г. Стандарта);
- заключение ревизионной комиссии (ревизора) кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива за текущий год и года, предшествующих текущему году (акты ревизии за г. и г. на листах каждый) (п. 9.1.д. Стандарта);
- услуги, оказываемые управляющей организацией ЖСК "Буран" в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 г. N 491 (на листе) (п. 10.а. Стандарта);
- услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией ЖСК "Буран" (на листе) (п. 10.б. Стандарта);
- план мероприятий на г. по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг (на листе) (п. 11.а. Стандарта);
- отчет о выполнении годового плана мероприятий за г. по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг (на листе) (п. 11.б. Стандарта);
- реестр договоров заключенных ЖСК "Буран" с организациями, предоставляющими жилищно- коммунальные услуги (на листах) (п. 11.в. Стандарта);
-сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг (на листе) (п. 11.г. Стандарта);
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг (на листе) (п. 11.д. Стандарта);
- сведения о привлечении ЖСК "Буран" в предыдущем году о привлечении к административной ответственности за нарушение в сфере управления МКД (на листе) (п. 12 Стандарта);
- размер обязательных платежей и взносов для членов кооператива, установленный общим собранием членов кооператива (на листе) (п. 13.1.а Стандарта);
- сведения о резервном фонде кооператива, иных специальных фондов кооператива, с указанием размера таких фондов(на листе) (п. 13.1.б Стандарта);
- перечень коммунальных ресурсов, и объемы, закупаемые у ресурсоснабжающих организаций, цены на них и цены для расчета с жителями дома за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги (на листах) (п. 14.а,б,в Стандарта).
Получение истцом вышеперечисленной информации в копиях на бумажных носителях подтверждается перечнем составленном сторонами 30.11.2012 г., в котором стоит, в том числе и подпись истца.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятый в силу прямого на то указания закона Стандарт утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В названном Стандарте установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Пунктом 5 названного Стандарта предусмотрено раскрытие информации путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Отказывая в удовлетворении требований, исходя из п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком права истца нарушены не были, а предоставленная истцу информация соответствует требованиям указанного стандарта.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обоснованно с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцу не были представлены проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления, указание конструктивных особенностей, степени технического износа и технического состояния многоквартирного дома, стоимость каждой услуги, информация по заседаниям правления ЖСК не влекут отмену судебных постановлений, поскольку данные доводы опровергаются перечнем документов полученных истцом года и перечнем информации, которая должна быть предоставлена.
Более того, судом установлено, что как пояснил в судебном заседании представитель ЖСК протоколы заседаний правления, на которых обсуждались вопросы о размере коммунальных услуг и управления и обслуживания многоквартирного дома за год; протоколов ревизионной комиссии, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома представлены быть не могут, поскольку заседания правления и ревизионной комиссии, на которых бы рассматривались указанные вопросы не проходили. Также не представлялись истцу сведения о заключении от имени собственников многоквартирного дома об использовании имущества на условиях определенным общим собранием, сведения о договорах на установку рекламных конструкций и проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления, в связи с их отсутствием.
Иные доводы, перечисленные в кассационной жалобе, направлены на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, они подробно обсуждались судами первой и второй инстанций, в оспариваемых постановлениях им дано необходимое правовое обоснование.
Однако применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Оспариваемые судебные постановления приняты в соответствии с приведенными выше нормами материального права, нарушений требований процессуального права судами в ходе рассмотрения дела допущено не было.
Надлежит также отметить, что доводы кассационной жалобы не соответствуют требованиям принципа правовой определенности, предполагающей уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна сторона не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от того принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Подобных обстоятельств в рамках настоящего гражданского дела не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Терёхина А.Д. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от г. по гражданскому делу по иску Терёхина А.Д. к ЖСК "Буран" об обязании раскрыть информацию об управлении многоквартирным домом, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.