Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Коцюба Ф.М., поступившую 17 января 2014 года, на решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2013 года по делу по иску Коцюба Ф.М. к Управлению социальной защиты населения Таганского района г. Москвы о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить и производить денежные выплаты, обязании компенсировать невыплаченные суммы,
установил:
Коцюба Ф.М. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Таганского района г. Москвы, о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении ей ежемесячной денежной компенсации как вдове инвалида Великой Отечественной войны 1-й группы, признании за ней права на получение указанной компенсации, обязании ответчика назначить и производить ей ежемесячные денежные выплаты как вдове инвалида Великой Отечественной войны 1-й группы в размере *** рублей, взыскании с ответчика разницу в выплате ежемесячных сумм в размере *** руб. с момента назначения компенсации.
В обоснование своих требований истица указывала на то, что с 25.12.1946 состояла в браке с Коцюба Ф.Л., который с 1993 года являлся инвалидом Великой Отечественной войны 1 группы, 30.08.1999г. ее муж умер; в связи с принятием Федерального Закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 01.01.2012 истице подлежала выплате ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная ч.ч. 10, 13 ст. 3 указанного закона как вдове умершего в результате военной травмы военнослужащего, в размере *** рублей, исходя из группы инвалидности супруга установленной на день смерти, однако ответчик назначил истице к выплате ежемесячную денежную компенсацию в размере *** руб., исходя из 3-ей группы инвалидности Коцюба Ф.Л., что истица считала незаконным, нарушающим ее права, Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15.04.1994, положения ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также Правила выплаты ежемесячных денежных компенсаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований Коцюба Ф.М. - отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2013 года решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Коцюба Ф.М. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Статьей 3 Федерального Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предметом которого является денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, вступившего в силу с 01.01.2012, установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (ч. 9).
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (ч. 10).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (ч. 11).
При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1) 14000 руб. - инвалиду I группы;
2) 7000 руб. - инвалиду II группы;
3) 2800 руб. - инвалиду III группы (ч.13).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 17).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Положения указанных Правил устанавливают, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается:
а) военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды);
б) членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи) (п. 2).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (п. 3).
Положения п. 4 Правил устанавливают перечень документов, наличие которых необходимо для назначения ежемесячной денежной компенсации, в том числе копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п. 1); признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2); в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).
Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 утверждены разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", в том числе в связи участникам Великой Отечественной войны.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые определяют условия установления групп инвалидности, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Такие же положения были предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действовавшими до 01.03.2006.
Судом установлено, что Коцюба Ф.М., 1923 года рождения, и Коцюба Ф.Л., 1913 года рождения, вступили в брак 25.12.1946.
30.08.1999 Коцюба Ф.Л. умер; согласно свидетельству о смерти, выданному исполкомом Днепропетровской области Республики Украина, причиной смерти явились хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклеротический кардиосклероз.
Коцюба Ф.М., состоящей на учете в УСЗН Таганского района г. Москвы, в том числе как супруга умершего инвалида Великой Отечественной войны, решением ответчика с 01.01.2012 назначена ежемесячная денежная компенсация на основании ч. 10, ч. 13 Федерального Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в размере *** рублей; основанием назначения выплаты явилась справка ВТЭК от 08.03.1955 серии *** N *** об установлении Коцюба Ф.Л. инвалидности третьей группы по причине ранения на фронте.
09.06.2012 Коцюба Ф.М. обратилась в УСЗН Таганского района г. Москвы с заявлением о перерасчете указанной ежемесячной денежной компенсации как вдове инвалида Великой Отечественной войны 1-й группы в размере *** рублей, представив справку об установлении ее супругу инвалидности первой группы с причиной инвалидности "ранен в бою при защите СССР" N ***, выданную 18.11.1993 учреждением медико-социальной экспертизы Украины.
21.06.2012 в удовлетворении заявления истицы УСЗН Таганского района г. Москвы отказано, поскольку представленная справка выдана другим государством (Украина) и не может являться основанием для назначения вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации в заявленном истцом размере.
ВТЭК Шуйского района Ивановской области Коцюба Ф.Л. был первично освидетельствован 08.03.1955 и ему установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - ранение на фронте, бессрочно (переосвидетельствованию не подлежит), основной диагноз указан "сгибательн.контрактура 2-5 пальцев левой кисти"), о чем выдана справка серии *** N ***; из свидетельства об освобождении от воинской обязанности следует, что с сентября 1943 года по 12.10.1943 участвовал в Великой Отечественной войне в составе 121 стрелковой дивизии (стрелок), был тяжело ранен и контужен в голову и левую руку.
Из справки ср. МСЭ *** N ***, выданной 18.11.1993 Васильковским м/р МСЭК Республики Украины (***), следует, что Коцюба Ф.Л. освидетельствован и признан инвалидом 1 группы, причина инвалидности "ранен в бою при защите СССР".
Коцюба Ф.Л. был признан инвалидом 2-й группы (по сведениям Васильковским м/р МСЭК Республики Украины) в 1969 году, по удостоверению о праве на льготы - в 1985 году, однако справка установленного образца, выданная соответствующим органом медико-социальной экспертизы, о признании Коцюба Ф.Л. инвалидом 2-й группы с указанием причины инвалидности отсутствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Коцюба Ф.М., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для выплаты истице назначенной с 01.01.2012 года ежемесячной денежной компенсации в большем размере не имеется ввиду отсутствия справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления Коцюба Ф.Л. инвалидности первой группы вследствие военной травмы.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, Правил выплаты ежемесячных денежных компенсаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Коцюба Ф.М.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, указанным доводам дана надлежащая правовая оценка, правом переоценки суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права и сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, при их вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Коцюба Ф.М. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2013 года по делу по иску Коцюба Ф.М. к Управлению социальной защиты населения Таганского района г. Москвы о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить и производить денежные выплаты, обязании компенсировать невыплаченные суммы, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.