Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Малехонова ВБ, поступившую в суд кассационной инстанции 16 января 2014 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 мая 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2013 года по гражданскому делу по иску Малехонова ВБ к Военному комиссариату Московской области о предоставлении достоверной информации, изменении способа выплаты пенсии,
установил:
Малехонов В.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о предоставлении достоверной информации, изменении способа выплаты пенсии, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 14 мая 2013 года заявленные Малехоновым В.Б. исковые требования удовлетворены частично; постановлено:
- обязать Военный комиссариат Московской области предоставить Малехонову ВБ информацию по конкретным фактически полученным Малехоновым В.Б. выплатам по месяцам с 15 декабря 2010 года по декабрь 2012 года (включительно) с указанием пенсии и параметров ее начисления, с указанием денежных компенсаций как участнику ликвидации катастрофы на ЧАЭС, с указанием надбавки к пенсии за работу в зоне ЧАЭС, с указанием выплаты на основании Закона РФ "О ветеранах" как инвалиду войны, как участнику боевых действий за границей, с указанием доплат по Указу Президента, доплаты по денежным компенсациям с указанием за какой период и по какому основанию.
- в удовлетворении искового требования Малехонова В.Б. к Военному комиссариату Московской области об изменении способа выплаты военной пенсии и других выплат, денежной компенсации отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2013 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Малехонов В.Б. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Малехонов В.Б. является получателем пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инвалидом войны, участником боевых действий за границей; Малехонов В.Б. обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о предоставлении ему информации о начисленных и фактически выплаченных денежных средствах за период с 15 декабря 2010 года с указанием основных выплат; ответ Военного комиссариата Московской области на указанное заявление содержал информацию, в полной мере не соответствующую действительности.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Малехоновым В.Б. исковых требований; при этом суд исходил из того, что согласно ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи; порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации; согласно ст. 50 указанного Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения; статьей 22 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период с 2010 года и 2011 года" от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ предусмотрено, что Сбербанк Российской Федерации является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению следующих выплат (в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации федеральной почтовой связи) компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; сберегательный банк Российской Федерации является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и органах прокуратуры, и членам их семей; функции агента Правительства Российской Федерации осуществляются Сберегательным банком Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными между Сберегательным банком Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных в части 3 настоящей статьи лиц; Функции агента Правительства Российской Федерации осуществляются Сберегательным банком Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными между Сберегательным банком Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных в части 3 настоящей статьи лиц; указанные соглашения могут содержать положения об оказании Сберегательным банком Российской Федерации на платной основе дополнительных услуг, перечень этих услуг и размер вознаграждения, который не должен превышать 0,4 процента суммы пенсионных выплат; такое соглашение между Министерством Обороны Российской Федерации и Сбербанком России было заключено 20 декабря 2004 года; в соответствии с соглашением все расходы на выплату пенсии планируются Сбербанком Российской Федерации заранее и денежные средства, которые выделяются на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, на лицевые счета военных комиссариатов не зачисляются; перечисление пенсий и пособий осуществляется путем оформления и направления в учреждение Сбербанка России разрешений на выплату пенсии и поручений на единовременную выплату пенсии; при получении документов отделения Сбербанка запрашивают средства для выплаты пенсии, и только после этого производят зачисление пенсий на счет пенсионера; таким образом, военный комиссариат вправе истребовать у Сбербанка России, его отделения, сведения о том, когда пенсионеру были произведены выплаты пенсии, доплаты, компенсаций, то есть проверить исполнение распоряжения о перечислении денежных средств, так как им направлялось распоряжение о перечислении пенсии; в выписке по лицевому счету, которая представлена истцу, содержится информация о выплаченных суммах, но не указаны основания и размеры пенсии, пособий, доплаты, компенсаций, что привело к тому, что истец как получатель пенсии и других различных выплат не может понять, что за денежные средства ему были начислены и фактически выплачены; при сличении данных, представленных ответчиком, и лицевого счета, суммы не совпадают, сумма может быть больше или меньше той, которая должна быть получена истцом; при этом именно военный комиссариат направляет в Сбербанк распоряжение о перечислении денежных средств, и в данном распоряжении указана сумма перечисления; то есть военный комиссариат при изготовлении распоряжения исходит из суммы, которая подлежит выплате истцу; таким образом, заявленные Малехоновым В.Б. исковые требования в части обязания предоставления достоверной информации должны быть удовлетворены; согласно ст. 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи; порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации; по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии, предусмотренные настоящим Законом, могут выплачиваться и в ином порядке, чем это предусмотрено частями первой и четвертой настоящей статьи; выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей; Малехонову В.Б, выплачивается пенсия путем зачисления на его расчетный счет, находящийся в Сбербанке; Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" не предусмотрена обязанность ответчика ежемесячно при выплате пенсии информировать получателей о фактически выплаченных денежных средствах составляющих пенсию; таким образом, нарушений прав истца со стороны ответчика не допущено, поскольку ответчик лишен возможности ежемесячно сообщать истцу сведения о начисленной и фактически выплаченной пенсии, в связи с чем заявленные Малехоновым В.Б. исковые требования в части изменения способа выплаты пенсии и других доплат удовлетворению не подлежат.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Малехонова В.Б. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Малехонова В Б на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 мая 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2013 года по гражданскому делу по иску Малехонова В Б к Военному комиссариату Московской области о предоставлении достоверной информации, изменении способа выплаты пенсии - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.