Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Носова ГН, поступившую в суд кассационной инстанции 29 января 2014 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску Носова Г Н к Военному комиссариату города Москвы об устранении нарушений пенсионного законодательства,
установил:
Носов Г.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы об устранении нарушений пенсионного законодательства, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2013 года в удовлетворении заявленных Носовым Г.Н. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 ноября 2013 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Носов Г.Н. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что с 22 декабря 2008 года Носов Г.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ; приказом Министерства обороны РФ от 14 ноября 2000 года Носов Г.Н. уволен в запас Вооруженных сил Российской Федерации, а приказом Главного военного прокурора от 30 ноября 2000 года исключен из списков личного состава Главной военной прокуратуры; на момент увольнения календарная выслуга лет у Носова Г.Н. составила 31 год, а общая - 35 лет; с 1 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года Носову Г.Н. выплачивалась пенсия, размер которой исчислялся исходя из оклада по должности - 21 801 рубль 42 копейки, оклада по воинскому званию в размере 3 831 рубль 00 копеек, процентной надбавки за выслугу лет в размере 70% оклада денежного содержания в размере 17 942 рублей 69 копеек; размер денежного довольствия составил 43 575 рублей 11 копеек, а размер пенсии - 37 038 рублей 84 копейки (85% от размера денежного довольствия); также Носову Г.Н. выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии в размере 1 000 рублей, повышение за участие в ВК в Чечне в размере 1017 рублей 13 копеек; итоговый размер пенсии Носова Г.Н. составил 39 055 рублей 97 копеек; с 1 января 2012 года по 31 марта 2012 года произведен перерасчет пенсии Носова Г.Н., при исчислении которой учитывался прежний оклад по должности, новый размер оклада по воинскому званию в размере 22 000 рублей, надбавка за выслугу лет в размере 40% оклада денежного содержания - 17 520 рублей 57 копеек; также Носову Г.Н. выплачивалось повышение за участие в ВК в Чечене в размере 1017 рублей 13 копеек; таким образом, размер пенсии составил 53140 рублей 82 копейки (85% от размера денежного довольствия); с 1 апреля 2012 года по 30 сентября 2012 года Носову Г.Н. выплачена пенсия в размере 53 284 рублей 24 копеек, из которых: оклад по должности - 21 801 рубль 42 копейки, оклад по воинскому званию в размере 22 000 рублей, надбавка за выслугу лет в размере 40% оклада денежного содержания - 17 520 рублей 57 копеек, повышение за участие в ВК в Чечне в размере 1 160 рублей 55 копеек; с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2012 года Носову Г.Н. выплачена пенсия в размере 54 840 рублей 86 копеек, из которых: оклад по должности - 23 109 рублей 51 коп., оклад по воинскому званию - 22 000 рубля, надбавка за выслугу лет в размере 40 % оклада денежного содержания - 18 043 рубля 80 копеек, повышение за участие в ВК в Чечне в размере 1 160 рублей 55 копеек.
Рассматривая настоящее дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Носовым Г.Н. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ст. 49 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 08 ноября 2011 года N309-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года) на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих; должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; выплата денежного довольствия производится соответственно Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федеральных законов от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ, от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ, от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ, от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, от 01 декабря 2007 года N 311-ФЗ, от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ, Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 был дополнен частью второй, которой установлено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера; с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента"; в соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат; в силу п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N306-Ф3 ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более; согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N309-Ф3 размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; пунктом 9 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N309-Ф3 предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года; законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) не предусмотрен иной порядок исчисления пенсий и ее составляющих, кроме установленного статьей 43 данного Закона, включая ограничение размера учитываемого при этом денежного довольствия; пересмотр назначенных пенсий в силу положении пункта "а" статьи 49 данного закона производится вследствие увеличения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, не от 100% данного денежного довольствия, а от уровня денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, с ограничениями установленными частью 2 статьи 43 этого закона; из системного толкования вышеуказанных положений следует, что при пересмотре пенсий, назначенных до 1 января 2012 года применяются, в том числе принятые данным законом положения, внесшие изменения в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 о составе денежного довольствия и учете денежного довольствия в размере 54%; при этом в силу п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурорским работникам доплата за выслугу лет производится ежемесячно и при выслуге свыше 20 лет устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за специальное звание в размере 70%; такой же размер надбавки за выслугу лет предусмотрен п. 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшим до 1 января 2012 года; согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" положения статей 1, 2, частей 1 - 7 статьи 3, статей 4 и 6 настоящего Федерального закона в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, применяются с 1 января 2013 года; постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" которым с 1 января 2012 года установлены новые размеры окладов по воинскому званию, вступило в законную силу с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в ст. 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры с 1 января 2013 года; таким образом, по правилам ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии военных прокуроров исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, в состав которого учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 ФЗ от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ (ч. 8 ст. 12 ФЗ от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ); размеры окладов по воинским званиям установлены постановлением Правительства от 5 декабря 2011 года N 992 во исполнение ст. 2 ФЗ от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", определяющей также размеры процентных ставок за выслугу лет и действие которой в отношении спорной категории военнослужащих применяется с 1 января 2013 года (ч. 2 ст. 7 указанного закона); размер выплачиваемой Носову Г.Н. пенсии с 1 января 2012 года, с учетом ее пересмотра и применительно к ее размеру, выплачиваемому до указанной даты, увеличен, что повлекло улучшение пенсионного обеспечения Носова Г.Н., и не противоречит нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; таким образом, заявленные Носовым Г.Н. исковые требования удовлетворению не подлежат, так как на законе не основаны.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Носова Г.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕДИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Носова ГН на решение Мещанского районного суда города Москвы от 02 июля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску Носова Г Н к Военному комиссариату города Москвы об устранении нарушений пенсионного законодательства - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.