Кассационное определение Московского городского суда от 04 мая 2011 N 33-11820/11
Судья суда первой инстанции:
Гусева О.Л. Дело N33-11820
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 мая 2011 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Федерякиной М.А.
судей Лукьянова И.Е., Васильевой И.В.
с участием прокурора Любимовой И.Б.
при секретаре Козлове В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова И.Е.
дело по кассационному представлению Кузьминского межрайонного прокурора
на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2010 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Москвы "Детская школа искусств имени М.А. Балакирева" об обязании осуществить лицензирование медицинской деятельности отказать,
установила:
Кузьминский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Москвы "Детская школа искусств имени М.А. Балакирева" (ГБОУДОД г. Москвы "ДШИ им. М.А. Балакирева") об обязании ответчика осуществить лицензирование медицинской деятельности.
Свои требования Прокурор обосновал тем, что ответчик осуществляет медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии, нарушая, тем самым, законодательство о лицензировании. В подтверждение своего утверждения об осуществлении ответчиком медицинской деятельности Прокурор указал, что школе функционирует медицинский кабинет, в штатном расписании школы имеется должность медицинской сестры.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на то, что медицинская деятельность в школе не осуществляется. В обязанности медицинской сестры не входит осуществление медицинской деятельности.
Представитель третьего лица - Департамента культуры г. Москвы в удовлетворении иска просил отказать.
Судом было постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своем кассационном представлении просит Кузьминский межрайонный Прокурор г. Москвы, считая ошибочным вывод суда о том, что ответчик не осуществляет медицинскую деятельность.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Любимову И.Б., поддержавшую доводы кассационного представления, выслушав объяснения Беликова К.В., являющегося представителем ГБОУДОД г. Москвы "ДШИ имени М.А. Балакирева", Департамента культуры г. Москвы и Управления культуры ЮВАО г. Москвы, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по основаниям п.п. 3, 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено неправильное применение норм материального права.
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п.п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности установлен Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с этим Перечнем, к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) относятся, в том числе, работы (услуги) по сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии.
Суд первой инстанции установил и это подтверждается материалами дела, что ГБОУДОД г. Москвы "ДШИ имени М.А. Балакирева" является государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей в области художественного образования, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков образовательным дисциплинам в сфере искусств. Школа является образовательным учреждением г. Москвы окружного значения, находится в непосредственном ведении Управления Культуры ЮВАО г. Москвы.
Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая действительна до _______ (л.д. 34).
Также судом установлено, что в школе функционирует медицинский кабинет, в штатном расписании школы имеется должность медицинской сестры, директором школы утверждена должностная инструкция по должности медицинской сестры. На должность медицинской сестры принят работник, который осуществляет деятельность, в соответствии с должностной инструкцией.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик медицинскую деятельность не осуществляет, наличие в штате ответчика должности медицинской сестры не свидетельствует об оказании ответчиком медицинских услуг, поскольку из содержания действующей у ответчика должностной инструкции по должности медицинской сестры не следует, что в обязанности медицинской сестры входит осуществление медицинской деятельности.
С положенным в основу решения выводом о том, что медицинская сестра не осуществляет медицинскую деятельность, согласится нельзя, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с установленным Правительством РФ Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (приложение к Положению о Лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30), работы (услуги) по сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии при осуществлении доврачебной и первичной медико-санитарной помощи относятся к медицинской деятельности.
Из представленной ответчиком действующей в школе должностной инструкции по должности медицинской сестры усматривается, что в должностные обязанности медицинской сестры входит, в том числе:
-организация прохождения работниками медицинских осмотров, получение и продление медицинских книжек (п.2.2.);
-пропаганда здорового образа жизни (п.2.3.);
-производственный контроль за соблюдением действующих санитарных норм и правил (п.2.4.);
-выявление инфекционных больных и принятие мер предупреждение по нераспространению инфекций (п..2.6.);
-оказание неотложной доврачебной медицинской помощи в случаях острой необходимости при острых заболеваниях, несчастных случаях (п. 2.7.)
-определение показаний для экстренной госпитализации (п. 2.8.).
Из содержания должностной инструкции следует, что в должностные обязанности медицинской сестры входит выполнение работ (услуг) по сестринскому делу (сестринскому делу в педиатрии) при осуществлении доврачебной и первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, в должностные обязанности медицинской сестры входит осуществление медицинской деятельности.
Поэтому положенный в основу обжалуемого решения вывод о том, что в школе не осуществляется медицинская деятельность, не может быть признан правильным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
В соответствии с п. 7 Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"), для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии иных необходимых документов.
Из содержания приведенных норм следует, что получение лицензии носит заявительный характер и требует волеизъявления соискателя лицензии.
Заявленное Прокурором требование о понуждении ответчика осуществить лицензирование медицинской деятельности не соответствует требованиям действующего законодательства о добровольности получения лицензии.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что Прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Ни ст. 12 ГК РФ, ни другими нормами ГК РФ, ни ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрен такой способ защиты права как понуждение лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности.
Заявленное Прокурором требование о понуждении ответчика осуществить лицензирование медицинской деятельности фактически направлено на принуждение ответчика к осуществлению медицинской деятельности в будущем, что также не соответствует требованиям закона.
ГБОУДОД г. Москвы "ДШИ имени М.А. Балакирева" является образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность.
В соответствии с положениями Закона РФ "Об образовании", образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, реализует образовательные программы, обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона). В обязанности образовательного учреждения не входит осуществление медицинской деятельности, в связи с чем необходимость в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности у образовательного учреждения отсутствует.
Охрана здоровья обучающихся и воспитанников осуществляется образовательным учреждением не посредством осуществления медицинской деятельности самим образовательным учреждением, а иным образом.
В соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В силу приведенных норм, медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение.
Данный вывод подтверждается лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на образовательную деятельность.
Так, в соответствии с п. 5 "а" "Положения о лицензировании образовательной деятельности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:
-наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
При таких обстоятельствах, заявленное Прокурором требование о понуждении образовательного учреждения осуществить лицензирование медицинской деятельности не соответствует требованиям закона, в связи с чем в его удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, п.п. 3, 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2010 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать Кузьминскому межрайонному прокурору в иске Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Москвы "Детская школа искусств имени М.А. Балакирева" об обязании осуществить лицензирование медицинской деятельности.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.