Кассационное определение Московского городского суда от 20 октября 2011 N 33-34031/11
Судья Олюнина М.В.
Дело N 33- 34031
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2011 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Захаровой Е.А.,
судей Козлова И.П., Давыдовой И.Н.,
при секретаре Семикиной В.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдовой И.Н. дело по кассационной жалобе ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по Москве и Московской области на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 28 июля 2011 г., которым постановлено:
Исковые требования Соколова А.А.к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области включить период работы Соколова А,А. с * года по * года в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии ОАО "Внуковские авиалинии") в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области назначить Соколову А. А. с * года досрочную трудовую пенсию по старости.
В удовлетворении остальных требований - отказать.
установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, в котором просил: обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области включить период его работы с 25.03.1975 года по 02.03.1999 года в должности авиамеханика, в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО "Внуковские авиалинии") в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области назначить ему с 02.09.2010 года досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2011 года исковые требования Соколова А.А. удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2011 года решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2011 года отменено и дело возвращено на новое рассмотрение.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Денисенко В.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по Москве и Московской области.
В заседание судебной коллегии Соколов А.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание не представил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представитель ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по Москве и Московской области Глухову Е.Н. обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Судом установлено, что истец в спорный период работал с 25.03.1975 года авиатехником в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда, с 18.05.1979 года по 02.03.1999 года в должности авиатехника 4-го, 5-го, 6-го разрядов в цехе N9 Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО "Внуковские авиалинии"), авиатехником по планеру и двигателям Авиационно-технической базы Внуковского объединенного авиаотряда (Авиационно-технической базы Внуковского производственного объединения, Авиакомпании "Внуковские авиалинии") в цехе N1 и цехе N9.
Данные обстоятельства, подтверждаются трудовой книжкой, архивной справкой Центрального архива г. Москвы, личной карточкой, архивной справкой ОАО "Аэропорт Внуково" и иными доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Согласно архивной справке ОАО "Аэропорт Внуково" следует, в архиве Открытого Акционерного Общества "Аэропорт Внуково" находятся на хранении лицевые счета по заработной плате работников Авиационно-технической базы Внуковского Производственного Объединения Московского Транспортного Управления Министерства Гражданской Авиации по 1988 год включительно. С 1989 года лицевые счета перешли в архив ОАО "Внуковские Авиалинии".
Во время разделения Внуковского Производственного Объединения Министерства Гражданской Авиации в 1993 году на ОАО "Аэропорт Внуково" и ОАО "Внуковские Авиалинии" (распоряжение Госкомитета РФ по Управлению Госкомимуществом N 2136-Р от 18.12.1993г.) все приказы по личному составу, должностные инструкции, техническая документация по АТБ, перешли в архив ОАО "Внуковские Авиалинии". В архив ОАО "Аэропорт Внуково" приказы по личному составу Авиационно - технической базы на хранение не поступали.
Из протокола комиссии ПФР следует, что 01.09.2010 года истец обратился в ГУ ПФР N2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
23.11.2010 года решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку непосредственная занятость истца в спорный период времени в должности авиатехника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели документально не подтверждена.
При требуемом специальном стаже в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет на работах с вредными условиями труда принято к зачету *.
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что спорные периоды работы с 25.03.195 года по 31.12.1996 года не засчитан в специальный трудовой стаж.
Суд правомерно не согласился с таким решением комиссии ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ N2 по Москве и Московской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применил нормы материального права.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет.
В соответствие с пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона РФ N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в ст.10 и п."б" ст.12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ N340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в иных предшествующих ему законах.
В списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указаны:
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Постановлением Правительства РФ N537 от 18 июля 2002 года (п.п. "и" п.1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года N 1-18-И; далее - Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (N 22 1986 г., 2004 г.) "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования"; N 57 (1984 г.) "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов).
Согласно п.11 "Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Согласно ст.49 КЗоТ РСФСР, ст.93 ТК РФ по соглашению между работодателем и работником может устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.
Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж указанный истцом период работы в связи с тем, что занятость истца в спорный период времени в должности авиатехника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели документально не подтверждена.
В п.2 Методических рекомендаций по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 (утв. зам. управляющего ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области 20.04.2006), указано, что при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется.
С 01.05.1993 года Авиационно-техническая база Внуковского производственного объединения Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации реорганизована в АООТ Авиакомпания "Внуковские Авиалинии" технический комплекс.
С 17.10.1997 года АООТ Авиакомпания "Внуковские Авиалинии" переименовано ОАО "Внуковские авиалинии" (л.д.12-13).
ОАО "Внуковские авиалинии" определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года NА40-6529/02-123-14 признано банкротом и снято с учета в Управлении N11.
В документах Открытого акционерного общества "Внуковские авиалинии" за 1975-1999 годы не обнаружено сведений о переводе на неполный рабочий, неполную рабочую неделю, сведений о предоставлении административных отпусков, курсах повышения квалификации, о прогулах, а также о простоях предприятия.
Исследовав представленные доказательства, в том числе:
- трудовую книжку,
- справку ОАО "Аэропорт Внуково" о том, что с 01.01.1979 года Авиационно-техническая база Внуковского объединенного авиаотряда Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации переименована в авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации на основании приказа МГА N171 от 28.12.1978 года;
- архивную справку Центрального архива г. Москвы о том, что в документах ОАО "Внуковские авиалинии" имеются сведения о работе истца;
- копии лицевых счетов, представленных ОАО "Аэропорт Внуково", за 1975-1976 г.г., 1977-1978 г.г., 1979-1980 г.г., 1981-1982 г.г., 1983-1984 г.г., 1985-1986 г.г., 1986-1987 г.г., в которых с 1985 года указаны надбавки за вредные условия труда;
- штатное расписание от 15.11.1995 года АООТ АК "Внуковские авиалинии" следует, что доплата к окладу за вредные условия труда назначалась авиационному технику в цехе N1 в размере 8% (л.д.50), авиационному технику в цехе N9 в размере 12%;
- копией медицинской книжки Соколова А.А., согласно которой истец каждый год проходил периодические медосмотры с 1975 года, в связи с работой во вредных условиях (шум, высота, НГЖ);
- показаниями истца, свидетелей.
- суд пришел к правильному выводу о том, что истец в период с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года выполнял обязанности авиатехника по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, что предусмотрено соответствующими списками, поскольку в материалах дела имеются точные сведения только с 20.12.1985 года о том, что истцу как авиатехнику цеха N 9 доплачивалась надбавка к окладу в связи с работой с вредными условиями труда (приказ от 30.01.1986 г. N6/л, Авиационно-техническая база Внуковского производственного объединения (л.д.120 оборот т.1), лицевой счет с 1985 года, справка ОАО "Аэропорт Внуково".
Кроме того, истцу включен в спорном периоде период с 01.01.1997 года по 02.03.1999 года в специальный трудовой стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Доказательств доводам ответчика о том, что истец работал неполный рабочий день либо неполную рабочую неделю суду не представлено.
Разрешая спор, суд верно учел, что ОАО "Внуковские авиалинии" определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года NА40-6529/02-123-14 признано банкротом и иных документов истец не может представить, тем не менее, имеющихся документов и доказательств по делу достаточным, для подтверждения занятости истца на соответствующих видах работ авиатехником в спорный период, а отсутствие ведомостей выработки и нарядов в архивах не по вине работника не может служить основанием для отказа включения части спорного периода работы в льготный трудовой стаж и назначения досрочной пенсии.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен быть включен период его работы с 20 декабря 1985 года по 31 декабря 1996 года в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (ОАО "Внуковские авиалинии").
Страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Специальный стаж истца, включая период, установленный судом, с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года - составит 11 лет 0 мес. 11 дней.
При включении период, установленный судом, - 11 лет 0 мес. 11 дней истец будет иметь специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости более 20 лет (11 лет 0 мес. 25 дней (включенный период в специальный стаж) + 11 лет 0 мес. 11 дней (период, подлежащий включению в специальный стаж) = 22 года 1 мес. 6 дней.
Таким образом, истец имеет стаж более установленного срока на работах с вредными условиями труда (20 лет) и имеет требуемую продолжительность страхового стажа.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком было *.года рождения, исполнилось 55 лет только * года, т.е. на дату обращения - 01.09.2010 года истец не достиг возраста 55 лет, поэтому суд частично удовлетворяя исковые требования истца правомерно назначил Соколову А.А. досрочную *.09.2010 года.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Суд достаточной полнотой исследовал все обстоятельства по делу, дал оценку представленным доказательствам, оснований к иной оценке доказательств судебная коллегия не имеет.
Доводы жалобы о том, что при вынесении решения судом первой инстанции не верно применены положения закона, направлены на иную оценку доказательств по делу и иное толкование закона, поэтому основанием для отмены решения суда не являются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 28 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.