Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 мая 2011 г. N 03-05-05-03/15
Вопрос: Просим Вас разъяснить ситуацию, связанную с порядком определения размера государственной пошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Руководствуясь данным положением закона, наша организация как продавец производит расчет размера государственной пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры следующим образом: 15 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) разделить на количество участников сторон договора, например, если на стороне покупателя выступают три физических лица, то, соответственно, 15 000 руб. разделить на 4 (1 организация (продавец) + 3 физических лица (покупателя)) = 3 750 руб. (размер государственной пошлины, подлежащей уплате со стороны нашей организации).
Данная позиция о порядке расчета размера государственной пошлины основана на разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 20 июля 2010 года N 03-05-04-03/79). Однако в регистрирующих органах (в частности, Управлении Росреестра по Новосибирской области) существует точка зрения, согласно которой расчет размера государственной пошлины, уплачиваемой со стороны нашей организации как продавца должен производиться следующим образом: 15 000 руб. разделить на количество сторон договора (а ими по договору купли-продажи являются продавец и покупатель), соответственно, 15 000 руб. разделить на 2 (1 продавец + 1 покупатель (вне зависимости от того, сколько лиц выступают на стороне покупателя)) = 7 500 руб. (размер государственной пошлины, подлежащей уплате, по мнению регистрирующих органов, со стороны нашей организации).
Каким образом следует производить расчет размера государственной пошлины, подлежащей оплате за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры?
Ответ: В связи с письмом от 4 апреля 2011 г. N 459/01 по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, Минфином России не рассматриваются обращения по практике применения нормативных правовых актов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 1 000 рублей, юридическими лицами - в размере 15 000 рублей.
При этом пунктом 2 статьи 333.18 Кодекса предусмотрено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В силу пункта 2 статьи 333.18 Кодекса государственная пошлина, при наличии нескольких плательщиков, представляет единый платеж и подлежит уплате в равных долях, то есть предполагается, что суммы, которые подлежат уплате плательщиком в зависимости от его категории, должны быть одинаковыми.
С учетом изложенного при государственной регистрации договора об отчуждении недвижимого имущества государственная пошлина должна уплачиваться плательщиком в зависимости от его категории пропорционально количеству участников сторон договора.
Поэтому в случае, если договор об отчуждении квартиры заключен между юридическим лицом (продавцом) и физическими лицами (3 покупателями), то за государственную регистрацию данного договора юридическое лицо должно уплатить государственную пошлину в размере 1/4 от 15 000 рублей (15000:4), физические лица - по 1/4 от 1000 рублей (1000:4). Указанная позиция Департамента по изложенному в письме вопросу ранее была согласована Минфином России с Росрегистрацией письмом от 30 мая 2007 г. N 03-05-05-03/23 и доведена Росрегистрацией до своих территориальных органов письмом от 15 июня 2007 г. N 9-1879-СВ.
При рассмотрении данного вопроса полагаем целесообразным учитывать, в частности, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. N А33-8583/06-Ф02-6698/06-С2.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) относится к компетенции Росреестра.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За госрегистрацию прав на недвижимость, их ограничений (обременении), а также договоров об отчуждении такого имущества взимается пошлина: с физлиц - 1 000 руб., организаций - 15 000 руб.
При этом, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько лиц, то госпошлина представляет единый платеж и вносится в равных долях.
Иными словами суммы, которые уплачиваются лицом в зависимости от его категории, должны быть одинаковыми.
Таким образом, госпошлина должна вноситься плательщиком в зависимости от его категории пропорционально количеству участников сторон регистрируемого договора.
Например, если договор об отчуждении квартиры заключен между организацией (продавцом) и физлицами (3 покупателями), то госпошлина вносится следующим образом.
Организация уплачивает госпошлину в размере 1/4 от 15 000 руб. (15 000:4), физлица - по 1/4 от 1 000 руб. (1 000:4).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2011 г. N 03-05-05-03/15
Текст письма официально опубликован не был