Кассационное определение Московского городского суда от 18 февраля 2011 N 33-4553/11
Судья суда первой инстанции: Спиридонов В.С. гр.д. N 33-4553/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2011 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Зенкиной В.Л., и судей Пильгановой В.М., Кобыленковой А.И.,
при секретаре Гусевой И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кобыленковой А.И. гражданское дело по кассационным жалобам представителя Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы Балашовой В.А. и представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы Вахниной О.Г. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2011 года, которым постановлено:
Заявление Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т. к Префекту Зеленограда о признании распоряжения недействительным, восстановлении на учете - удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Префекта Зеленограда от 20.07.2010 N 408рп/558 , восстановить Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т. на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением года постановки- 2009,
установила:
Заявители Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т обратились в суд с иском к префекту Зеленоградского административного округа города Москвы о признании распоряжения Префекта Зеленограда от 20.07.2010 N 408рп/558 недействительным, восстановлении в очереди нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, с сохранением года постановки-2009.
При этом заявители ссылались на то, что они имеют статус вынужденных переселенцев, являются гражданами РФ. 15.04.2009 года распоряжением Префекта они были приняты на данный вид учета. Распоряжение никем не оспорено и не признано недействительным. Распоряжение Префекта от 20.07.2010 года, которым они были сняты с учета, обосновано тем, что у них нет 10 лет проживания в городе Москве. Однако они являются вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения и на них не распространяются ограничения, обусловленные цензом оседлости.
Заявление было поддержано представителем заявителей по доверенности Берендюхиным В.Ю. в суде первой инстанции.
Представитель Префекта Зеленоградского АО города Москвы и ДЖП и ЖФ г.Москвы, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам кассационным жалобам просит представитель Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы Балашова В.А. и представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы Вахнина О.Г..
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Префектуры Зеленоградского АО г. Москвы и ДЖП и ЖФ г.Москвы Балашову В.А., возражения представителя заявителей Берендюхина В.Ю., заявителя Балугян К.Г., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции установил, что заявители являются вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. Заявлением от 26.08.2009 года заявители обращались с заявлением к Начальнику УДЖП и ЖФ Зеленограда, в котором просили включить их в программу с привлечением собственных средств. 20.07.2010 года УДЖП и ЖФ Зеленограда сообщило о снятии заявителей с учета. Распоряжением Префекта Зеленограда от 15.04.2009 года заявители были признаны нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. 13.07.2010 года принято распоряжение Префекта Зеленограда о снятии заявителей с учета в связи с тем, что у заявителей не имеется 10 лет проживания в городе Москве, что было выявлено в результате проверки, проведенной ревизионным управлением ДЖП и ЖФ Москвы.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 55, 56 ЖК Российской Федерации, Законом города Москвы "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения", Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положений о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", при этом пришел к выводу о том, что распоряжение Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы от 20.07.2010 N 408рп/558 о снятии заявителей с учета округа нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, является незаконным, поскольку указанное распоряжение Префекта Зеленограда нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению жилищных прав.
Однако с данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Согласно Закону РФ от 19.02.1993г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 7).
Согласно Жилищному кодексу РФ (глава 7) - граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях. Гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилье предоставляется по договору социального найма.
Однако в рассматриваемом деле речь идет об учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещениях в рамках городских жилищных программ. Истцы Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян К.Т. 26 февраля 2009 г. обратились с заявлением о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Данный вид учета предусмотрен только законодательством города Москвы, федеральным законодательством такой учет не предусмотрен.
Согласно п. 4 ст. 13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ уполномочены определять иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.
На основании Закона от 14.06.2006г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" город Москва, как субъект РФ, определил особую категорию граждан, не предусмотренную федеральным законодательством, которой предоставляются жилые помещения из жилищного фонда г. Москвы или помощь г. Москвы в приобретении жилых помещений в собственность. И условия, которым должны отвечать граждане, чтобы состоять на данном учете, город Москва также имел право установить.
Поскольку Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян К.Т., не соответствуют условиям, установленным субъектом РФ городом Москвой (проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях менее 10 лет), состоять на учете нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ они не могут.
Кроме того, согласно положениям п. 37 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000г. N 845 "Обутверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут учет тех вынужденных переселенцев, которые нуждаются в постоянном жилье.
Как следует из материалов дела, Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т. вселились в квартиру к родственникам, то есть воспользовались правом самостоятельно выбирать способ разрешения жилищного вопроса и проживать в установленном порядке у родных.
Таким образом, жилое помещение для постоянного проживания истцы имеют; истцы обращались с заявлением о решении их жилищного вопроса путем, не предусмотренным федеральным законодательством, а, следовательно, п. 37 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000г. N 845 судом применен неправильно.
Ссылка суда в решении на положения ст. 52 и ст. 56 ЖК РФ также несостоятельна, поскольку в ст. 52 ЖК РФ говорится о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, а ст. 56 ЖК РФ определила основания и порядок снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян К.Т. заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма не подавали, на учет нуждающихся в жилых помещениях не принимались, с учета нуждающихся в жилых помещениях не снимались, в своем иске не просят восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях, ст. 52 и ст. 56 ЖК РФ судом применены неправильно.
Доводы кассационной жалобы в данной части заслуживают внимания и проверки.
Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права, а именно судом был применен закон, не подлежащий применению.
Кроме того, в материалах дела отсутствует оспариваемое заявителями Распоряжение Префекта Зеленограда от 20.07.2010 N 408рп/558. В материалах дела имеется Распоряжение Префекта Зеленоградского АО г.Москвы от 13.07.2010 года N 408рп/ 552, и как усматривается из доводов заявления, именно на данное распоряжение заявители ссылаются в обоснование своих требований. Таким образом, суду при рассмотрении дела надлежало уточнить у заявителей их требования относительно оспариваемого распоряжения.
При таких обстоятельствах судебное решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене в полном объеме, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Вынести новое решение по данному делу не представляется возможным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, создать необходимые условия всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, проверив доводы лиц, участвующих в деле, и в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Судья суда первой инстанции: Спиридонов В.С. гр.д. N 33-4553/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2011 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Зенкиной В.Л., и судей Пильгановой В.М., Кобыленковой А.И.,
при секретаре Гусевой И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кобыленковой А.И. гражданское дело по кассационным жалобам представителя Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы Балашовой В.А. и представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы Вахниной О.Г. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2011 года, которым постановлено:
Заявление Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т. к Префекту Зеленограда о признании распоряжения недействительным, восстановлении на учете - удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Префекта Зеленограда от 20.07.2010 N 408рп/558 , восстановить Балугян Т.Д., Балугян К.Г., Балугян К.Т., Балугян М.Т. на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением года постановки- 2009,
руководствуясь ст. ст. 193, 360 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
определила:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.