Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к письму Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору
от 13 августа 2010 г. N ФС-АС-3/10025
Информация о посещении делегацией специалистов Россельхознадзора Польской Республики
Делегация Россельхознадзора согласно приглашению Министерства сельского хозяйства и развития села Республики Польша с 26 по 29 июля посетила Республику Польша с целью ознакомления с польской системой обеспечения безопасности пищевой продукции растительного происхождения, поставляемой из Польской Республики в Российскую Федерацию согласно Меморандуму относительно безопасности продукции растительного происхождения, поставляемой из Европейского Сообщества (ЕС) в Российскую Федерацию в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов (далее Меморандум), подписанного 26 марта 2008 г.
Вызвано это было тем, что из ряда стран-членов Евросоюза, в том числе из Польской Республики, в Российскую Федерацию поступает пищевая продукция растительного происхождения с остаточным содержанием пестицидов, наличием нитратов и нитритов в количествах, превышающих их максимально допустимые уровни согласно российскому законодательству. Так, только в период с 1 января по 1 августа 2010 г. по результатам выборочного контроля выявлено 306 партий такой продукции общей массой 5495,23 т, представляющей угрозу для здоровья граждан Российской Федерации, поступившей из стран Европейского Союза. Больше всего указанной продукции поступает из Республики Польша (58%), из Королевства Нидерландов (20%), из Итальянской Республики (10%). Из Республики Польши поступило 170 партий такой продукции общей массой 3199 т.
В ходе встреч польской стороной были сделаны презентации по осуществлению контроля безопасности продукции следующих служб: Главный инспекторат зашиты растений и семеноводства (ГИЗРиС), Главный санитарный инспекторат (ГИС), Главный инспекторат коммерческого качества сельскохозяйственной продукции (ГИККСхП), Всепольская сельскохозяйственная - химическая станция (ВСх-ХС). Презентации продемонстрировали, что со стороны указанных служб после подписания 26 марта 2008 г. Меморандума относительно безопасности продукции растительного происхождения, поставляемой из Европейского Сообщества (ЕС) в Российскую Федерацию в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов не предпринято реальных действий по обеспечению безопасности продукции поставляемой в Российскую Федерацию.
Контроль экспортной продукции осуществляют три польских инспекции Главный инспекторат защиты растений и семеноводства (ГИЗРиС) (Министерство сельского хозяйства и развития села Республики Польша), Главный санитарный инспекторат (ГИС)(Министерство Здоровья), Главный инспекторат коммерческого качества сельскохозяйственной продукции (ГИККСхП) Республики Польша.
Главный инспекторат защиты растений и семеноводства (ГИЗРиС) (Министерство сельского хозяйства и развития села Республики Польша) регистрирует любую организацию вне зависимости от её готовности и возможности соблюдать требования российского законодательства в области безопасности пищевой продукции. Для регистрации организаций - экспортеров, поставляющих пищевую продукцию в Российскую Федерацию, достаточно представить в государственную санитарную инспекцию доказательства соблюдения работниками организаций правил личной гигиены и держать складские помещения в чистоте.
Государственные службы (ГИЗРиС, ГИС, ГИККСхП) орентированы на то, что в соответствии с европейским законодательством ответственность за продукцию несет её владелец (фирма- экспортер). Ни в одной презентации не было отмечено, что в первую очередь организации - экспортеры должны и готовы соблюдать требования российского законодательства и роль указанных государственных организаций по контролю соблюдения требований российского законодательства в этой области.
Отбор образцов продукции в целях сертифицирования её безопасности, по которой введена мера в соответствии с пунктом 6 Меморандума, осуществляется специалистами Всепольской сельскохозяйственной - химической станции (ВСх- ХС), которая отбирает образцы как на нитраты и нитриты, анализ содержания которых осуществляют в указанной лаборатории, так и на пестициды и передает указанные пробы в лаборатории которые представлены польской стороной в списке КЕС. При этом указанные лаборатории не участвуют в отборе проб.
Из презентации, посещениях и при обсуждении осталось неясным, сколько анализов сделано Всепольской сельскохозяйственной - химической станцией (ВСх-ХС) и в каких целях осуществляется анализ плодов семечковых и косточковых культур на наличие в них нитратов и нитритов, так как общеизвестно, что накопление в них этих веществ не происходит, что и было подтверждено специалистами лабораторий при проведении конференции.
Первоначальная программа, представленная польской стороной, не учитывала пожелания российской делегации предоставить возможность посетить организации - экспортеры и производителей овощей и фруктов, предназначенных для поставок в Российскую Федерацию, и только в результате настойчивых требований с российской стороны такая возможность была частично представлена (один экспортер и один фермер производитель).
В результате российская и польская делегация посетила складские помещения фирмы - экспортера "Есо Ргш18" и одного из производителей (фермеров) в известном по выращиванию яблок Груецком повяте (районе) под Варшавой. Установлено, что никаких изменений в системе мероприятий по защите растений, в частности, яблоневых насаждений, в связи с принятием Меморандума и в целях соблюдения российского законодательства по соблюдению МДУ содержания пестицидов, фермерами - производителями яблок до настоящего времени не внесено. Министерством сельского хозяйства и развития села Республики Польша и Главной инспекцией по защите растений и семеноводству Республики Польша никаких рекомендаций на этот счет не дано.
В результате фермеры не внедряют биологические методы защиты растений, не внедряют в систему защиты растений пестициды нового поколения более узкого, избирательного действия и менее токсичные для теплокровных животных. Современное производство пищевой продукции растительного происхождения, предназначенной для поставок в Российскую Федерацию, в частности яблок, осуществляется как и до подписания Меморандума.
Только благодаря настойчивости российской стороны польская сторона организовала конференцию с участием всех контрольных организаций, представителей лабораторий, в том числе, исключенных из списка лабораторий, имевших право выдавать сертификаты безопасности не польскую продукцию, а также с союзами экспортеров, экспортерами - всего более 120 человек.
На указанной конференции руководителем российской делегации В.В. Поповичем был сделан обзор российского законодательства в области безопасности пищевой продукции растительного происхождения и нормативно-правовых актов Комиссии Таможенного Союза в этой области, а также в области фитосанитарии, в том числе с презентацией отдельных положений нормативных актов, принятых Комиссией Таможенного Союза, включая единые санитарные требования.
Дано разъяснение, что "Дополнение N 14 к ГН 1.2.1323-03 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)" (далее - Дополнение N 14) в связи с принятием 28 мая 2010 г. Решения Комиссии Таможенного Союза не действует на территории Таможенного союза, в том числе, в Российской Федерации.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 299 на территории Таможенного союза с 1 июля 2010 г. введены "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)". Приложение 15.1. к Разделу 15 Главы II содержит Гигиенические нормативы пестицидов в объектах окружающей среды.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "28.05.2010 г."
В презентации было представлено письмо Комиссии Таможенного Союза о приоритетности принятых Комиссии Таможенного Союза документов и поручение правительствам стран таможенного союза с 1 июля текущего года привести свои нормативные документы в соответствие с решениями Комиссии Таможенного Союза.
В процессе обсуждения сложившейся ситуации участники конференции привели факты подделки польских фитосанитарных документов, а также документов о безопасности пищевой продукции растительного происхождения, в частности, сертификатов безопасности и деклараций (информации) о применяемых пестицидах.
Главный инспектор Государственной инспекции по защите растений и семеноводству Республики Польши г-н Тадеуш Клос вынужден был признать указанные факты, а также то, что на территории Польской Республики находятся в обороте контрафактные и фальсифицированные пестициды, что так же способствует производству опасной продукции как согласно российскому, так и европейскому законодательству.
Участниками конференции был одобрен подход российской стороны о проведении Польской ассоциацией производителей и экспортеров фруктов и овощей предварительного контроля безопасности продукции, поставляемой в Российскую Федерацию, и в связи с этим, неприменение к партиям продукции, прошедшим такой контроль, меры по сопровождению сертификатами безопасности. В ответ на возражения со стороны Главного инспектора Государственной инспекции по защите растений и семеноводству Республики Польши г-на Тадеуша Клоса по такому подходу, было дано разъяснение, что обоснованием является пассивность государственных органов Республики Польша по контролю безопасности продукции, поставляемой в Российскую Федерацию, и инициатива указанной ассоциации в осуществлении такого контроля.
Российской стороной рекомендовано осуществлять контроль безопасности продукции сначала первых обработок посевов и посадок в целях соблюдения регламентов применения пестицидов, внедрение биологических методов защиты растений, соблюдение сроков ожидания после последней обработки и до уборки урожая, а также исключение наиболее токсичных препаратов из системы защиты. В этих целях необходима разработка интегрированной системы защиты растений в зависимости от конкретных погодных условий. Необходимо также осуществление добровольной регистрации организаций-экспортеров на основе представленных ими доказательств возможности исполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности пищевой продукции растительного происхождения, путем внедрения внутреннего контроля, предназначенной для поставки в Российскую Федерацию продукции, а также заключения договоров с производителями продукции, предназначенной для поставки в Российскую Федерацию. При этом желательно учесть опыт Турции, Франции, Латвии и Литвы в этой области. Такой подход одобрили в своих выступлениях участники конференции.
По предложению польской стороны, об упразднении меры сопровождения сертификатами безопасности продукции, поступающей из Польской Республики в Российскую Федерацию, а также восстановление в правах лабораторий, ранее лишенных полномочий на выдачу сертификатов безопасности, российской стороной было дано следующее разъяснение: в сложившейся ситуации, когда 57% от всей продукции, поступившей из стран Европейского Союза с превышением в ней максимально допустимых уровней содержания пестицидов, нитратов, нитритов в значительных количествах приходится на польскую продукцию, отмечается несовершенство порядка отбора проб для осуществления исследований, принятие российской стороной указанных польской стороной предложений является крайне преждевременным. Кроме того, такое предложение может быть рассмотрено согласно пункта 8 Меморандума только в случае коренного улучшения ситуации с безопасностью продукции, поставляемой из Польской Республики, только по обращению Комиссии Европейского Союза.
Об отсутствии в странах - членах ЕС контроля указанных требований свидетельствует то, что в последние три года объемы пищевой продукции растительного происхождения, представляющие опасность для здоровья жителей Российской Федерации неуклонно растут. Так, в процентном соотношении доля продукции поступившей из стран-членов ЕС, по сравнению со всеми странами мира, поставляющими такую продукцию в Российскую Федерацию, составила в 2008 году - 27%, в 2009 г. - 48%, а в первом полугодии 2010 г. уже 56%.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13 августа 2010 г. N ФС-АС-3/10027 О посещении делегацией... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.